11 июня 2010 года. 14:01

«Начну с Чехова»

Зураб Нанобашвили подвел итоги своего первого полугодия на посту худрука череповецкого Камерного театра Результаты руководства приглашенного из Вологды режиссера поклонникам Камерного театра заметны невооруженным глазом. В труппе появились новые молодые лица, количество показов спектаклей выросло чуть ли не вдвое, театр стал активнее гастролировать, да и материально­техническая база, по словам Зураба Анзоровича (на фото), растет как на дрожжах. Правда, доселе Нанобашвили никак не проявил себя на сцене Камерного театра в качестве режиссера, но осенью­зимой этот недостаток будет исправлен — в интервью «Речи» худрук главных театров Вологодчины, череповецкого Камерного и вологодского драматического, рассказал о том, что в октябре приступит к работе сразу над двумя спектаклями в Череповце.
Встав во главе театра посреди сезона, Зураб Анзорович с первых дней не скрывал, что уделить максимум внимания новому для себя коллективу сможет не сразу — помешают юбилей вологодского драмтеатра, которым он также руководит, и театральный фестиваль «Голоса истории». Первые полгода Нанобашвили фактически занимался в череповецком Камерном административной деятельностью. Юбилей отметили, фестиваль состоится со дня на день, и уже с осени Зураб Нанобашвили станет проявлять себя в Череповце как режиссер. По его словам, работа с труппой Камерного театра будет вестись сразу над двумя постановками — спектаклем по Чехову и грузинским водевилем. Несмотря на занятость, связанную с репетициями в вологодском драмтеатре спектакля «Эшелон», премьера которого станет одним из значительных событий «Голосов истории», Зураб Анзорович нашел время для интервью корреспонденту «Речи».
— Прошло полгода, как вы возглавили Камерный театр, подведите промежуточные итоги вашей работы на этом посту: что получилось и что пока не удалось?
— Все двигается, все меняется. Прежде всего постепенно преобразовывается структура театра. Причем как административно­хозяйственная, так и творческая. И эти изменения необходимы, поскольку более совершенная структура — основа продуктивной работы и быстрого развития театра.
— Что вас радует в Камерном театре и что, по­вашему, необходимо изменить в ближайшее время? Устраивает ли вас труппа в ее сегодняшнем виде или вливания в труппу новых актеров продолжатся?
— Устраивает или не устраивает — так вопрос не стоит. Вливание новых людей продолжается. И не только актеров. Уже сформированы пошивочный, декорационный цеха, бухгалтерия, транспортный цех. Управлением культуры города Череповца предоставлены складские помещения, приобретен автотранспорт. Все эти изменения требуют прихода все новых людей — и они действительно появляются в театре. И это замечательно!
— Одним из первых и главных изменений в работе череповецкого Камерного театра стало увеличение количества показов спектаклей. Принесло ли это какие­то плоды — финансовые, творческие и т. д.? Гастроли Камерного театра в Вологде, как я слышал, прошли удачно. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Удачи и неудачи — понятия относительные. Я ведь гастрольные поездки театра оцениваю с точки зрения профессионала. И гастроли проходили не только в Вологде, но и в Устюжне, и в Шексне. А в Вологду мы привезли «Смех лангусты», «Таланты и поклонники», «Прелести измены», в Детском музыкальном театре был показан спектакль «Жила­была Сыроежка». Кстати, все спектакли вологодские зрители приняли очень тепло. Вообще, я считаю хорошей тенденцией для театра показывать свои спектакли не только в родном городе, но и за его пределами. Думается, главный успех и радость для коллектива и для города — это возвращение и восстановление профессионального театра. За это мы, безусловно, должны быть благодарны губернатору Вологодской области Вячеславу Позгалеву и начальнику департамента культуры Валентине Рацко, которая много времени уделяет обеспечению должного финансирования театра. Установились также очень теплые дружеские отношения с мэром Череповца Олегом Кувшинниковым. А когда есть такое внимание и забота, то нет права на лень, всякие театральные распри, интриги и прочий вздор. В театре нужно заниматься театром, а не околотеатральной политикой и шумихой. И когда каждый из нас будет заниматься своим делом, которое он понимает и знает, то, может быть, что­то мы действительно сможем изменить к лучшему.
— Планируете ли вы как режиссер ставить спектакли с Камерным театром? Если да, то когда начнется работа и какой материал это будет?
— Конечно, я планирую ставить спектакли как режиссер. И со второй половины октября я приступлю сразу к двум постановкам. Первая — это одна из пьес Чехова. Излишне разъяснять роль Чехова для театра и для русской литературы в целом. Но выбор также связан и со 150­летним юбилеем писателя. Вторая постановка — это будет очень знакомый, близкий мне мир, созданный через грузинский водевиль, грузинскую комедию. Сохраним интригу и не будем объявлять названия будущих постановок. Пусть это станет поводом для еще одного нашего с вами разговора. Но точно могу обещать, что один из спектаклей выйдет до конца 2010 года.
— Расскажите о спектакле «Эшелон», который вы готовите. В чем его особенность, как пришла идея показать премьеру ночью?
— Два года назад прочитали эту пьесу, и так как фестиваль был перенесен, то сразу приступать к постановке не стали. В спектакле по пьесе Рощина «Эшелон» общее несчастье для всех едущих в эвакуацию семей — война. Покинутые дома, ушедшие на фронт родные, голод, страх неизвестности. Тяжелые условия жизни в эшелоне заставляют проявиться истинную сущность человека. Но в то же время дают возможность измениться в лучшую сторону. Декорации к спектаклю были изготовлены в январе, и сейчас они уже находятся в Консисторском дворике Вологодского кремля, где ежевечерне идут репетиции. Что касается времени суток, когда будет показан спектакль, то по условиям фестиваля спектакли под открытым небом должны проходить поздно вечером, поскольку именно с наступлением темноты становится возможным хорошее театральное освещение.
— Несколько слов о «Голосах истории». В чем особенность нынешних «Голосов…», как удалось привезти некоторые спектакли из конкурсной программы в Череповец?
— Международный театральный фестиваль «Голоса истории» для меня является судьбоносным. Когда­то, будучи главным режиссером Ивановского драмтеатра, я привез на Международный фестиваль «Голоса истории» спектакль «Праздник одиночества» и вскоре был приглашен в Вологду губернатором области Вячеславом Позгалевым в качестве художественного руководителя драматического театра. А теперь я еще и художественный руководитель череповецкого Камерного театра. В этом году фестиваль «Голоса истории» расширит свои рамки, и часть спектаклей будет представлена также и в Череповце. Это не является моей личной заслугой, но как член оргкомитета я, конечно, поддерживаю такие перемены. Думается, это хороший подарок для театралов, поскольку приедет Вахтанговский театр, «Омма­студио» из Греции, польский театр… Череповец по­хорошему амбициозный город и, бесспорно, заслуживает профессионального и интересного театра.

Сергей Виноградов №105(22759) 11.06.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»

Последнее в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»