11 июня 2010 года. 14:01
«Начну с Чехова»
Зураб Нанобашвили подвел итоги своего первого полугодия на посту худрука череповецкого Камерного театра Результаты руководства приглашенного из Вологды режиссера поклонникам Камерного театра заметны невооруженным глазом. В труппе появились новые молодые лица, количество показов спектаклей выросло чуть ли не вдвое, театр стал активнее гастролировать, да и материальнотехническая база, по словам Зураба Анзоровича (на фото), растет как на дрожжах. Правда, доселе Нанобашвили никак не проявил себя на сцене Камерного театра в качестве режиссера, но осеньюзимой этот недостаток будет исправлен — в интервью «Речи» худрук главных театров Вологодчины, череповецкого Камерного и вологодского драматического, рассказал о том, что в октябре приступит к работе сразу над двумя спектаклями в Череповце.
Встав во главе театра посреди сезона, Зураб Анзорович с первых дней не скрывал, что уделить максимум внимания новому для себя коллективу сможет не сразу — помешают юбилей вологодского драмтеатра, которым он также руководит, и театральный фестиваль «Голоса истории». Первые полгода Нанобашвили фактически занимался в череповецком Камерном административной деятельностью. Юбилей отметили, фестиваль состоится со дня на день, и уже с осени Зураб Нанобашвили станет проявлять себя в Череповце как режиссер. По его словам, работа с труппой Камерного театра будет вестись сразу над двумя постановками — спектаклем по Чехову и грузинским водевилем. Несмотря на занятость, связанную с репетициями в вологодском драмтеатре спектакля «Эшелон», премьера которого станет одним из значительных событий «Голосов истории», Зураб Анзорович нашел время для интервью корреспонденту «Речи».
— Прошло полгода, как вы возглавили Камерный театр, подведите промежуточные итоги вашей работы на этом посту: что получилось и что пока не удалось?
— Все двигается, все меняется. Прежде всего постепенно преобразовывается структура театра. Причем как административнохозяйственная, так и творческая. И эти изменения необходимы, поскольку более совершенная структура — основа продуктивной работы и быстрого развития театра.
— Что вас радует в Камерном театре и что, повашему, необходимо изменить в ближайшее время? Устраивает ли вас труппа в ее сегодняшнем виде или вливания в труппу новых актеров продолжатся?
— Устраивает или не устраивает — так вопрос не стоит. Вливание новых людей продолжается. И не только актеров. Уже сформированы пошивочный, декорационный цеха, бухгалтерия, транспортный цех. Управлением культуры города Череповца предоставлены складские помещения, приобретен автотранспорт. Все эти изменения требуют прихода все новых людей — и они действительно появляются в театре. И это замечательно!
— Одним из первых и главных изменений в работе череповецкого Камерного театра стало увеличение количества показов спектаклей. Принесло ли это какието плоды — финансовые, творческие и т. д.? Гастроли Камерного театра в Вологде, как я слышал, прошли удачно. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Удачи и неудачи — понятия относительные. Я ведь гастрольные поездки театра оцениваю с точки зрения профессионала. И гастроли проходили не только в Вологде, но и в Устюжне, и в Шексне. А в Вологду мы привезли «Смех лангусты», «Таланты и поклонники», «Прелести измены», в Детском музыкальном театре был показан спектакль «Жилабыла Сыроежка». Кстати, все спектакли вологодские зрители приняли очень тепло. Вообще, я считаю хорошей тенденцией для театра показывать свои спектакли не только в родном городе, но и за его пределами. Думается, главный успех и радость для коллектива и для города — это возвращение и восстановление профессионального театра. За это мы, безусловно, должны быть благодарны губернатору Вологодской области Вячеславу Позгалеву и начальнику департамента культуры Валентине Рацко, которая много времени уделяет обеспечению должного финансирования театра. Установились также очень теплые дружеские отношения с мэром Череповца Олегом Кувшинниковым. А когда есть такое внимание и забота, то нет права на лень, всякие театральные распри, интриги и прочий вздор. В театре нужно заниматься театром, а не околотеатральной политикой и шумихой. И когда каждый из нас будет заниматься своим делом, которое он понимает и знает, то, может быть, чтото мы действительно сможем изменить к лучшему.
— Планируете ли вы как режиссер ставить спектакли с Камерным театром? Если да, то когда начнется работа и какой материал это будет?
— Конечно, я планирую ставить спектакли как режиссер. И со второй половины октября я приступлю сразу к двум постановкам. Первая — это одна из пьес Чехова. Излишне разъяснять роль Чехова для театра и для русской литературы в целом. Но выбор также связан и со 150летним юбилеем писателя. Вторая постановка — это будет очень знакомый, близкий мне мир, созданный через грузинский водевиль, грузинскую комедию. Сохраним интригу и не будем объявлять названия будущих постановок. Пусть это станет поводом для еще одного нашего с вами разговора. Но точно могу обещать, что один из спектаклей выйдет до конца 2010 года.
— Расскажите о спектакле «Эшелон», который вы готовите. В чем его особенность, как пришла идея показать премьеру ночью?
— Два года назад прочитали эту пьесу, и так как фестиваль был перенесен, то сразу приступать к постановке не стали. В спектакле по пьесе Рощина «Эшелон» общее несчастье для всех едущих в эвакуацию семей — война. Покинутые дома, ушедшие на фронт родные, голод, страх неизвестности. Тяжелые условия жизни в эшелоне заставляют проявиться истинную сущность человека. Но в то же время дают возможность измениться в лучшую сторону. Декорации к спектаклю были изготовлены в январе, и сейчас они уже находятся в Консисторском дворике Вологодского кремля, где ежевечерне идут репетиции. Что касается времени суток, когда будет показан спектакль, то по условиям фестиваля спектакли под открытым небом должны проходить поздно вечером, поскольку именно с наступлением темноты становится возможным хорошее театральное освещение.
— Несколько слов о «Голосах истории». В чем особенность нынешних «Голосов…», как удалось привезти некоторые спектакли из конкурсной программы в Череповец?
— Международный театральный фестиваль «Голоса истории» для меня является судьбоносным. Когдато, будучи главным режиссером Ивановского драмтеатра, я привез на Международный фестиваль «Голоса истории» спектакль «Праздник одиночества» и вскоре был приглашен в Вологду губернатором области Вячеславом Позгалевым в качестве художественного руководителя драматического театра. А теперь я еще и художественный руководитель череповецкого Камерного театра. В этом году фестиваль «Голоса истории» расширит свои рамки, и часть спектаклей будет представлена также и в Череповце. Это не является моей личной заслугой, но как член оргкомитета я, конечно, поддерживаю такие перемены. Думается, это хороший подарок для театралов, поскольку приедет Вахтанговский театр, «Оммастудио» из Греции, польский театр… Череповец похорошему амбициозный город и, бесспорно, заслуживает профессионального и интересного театра.
Сергей Виноградов №105(22759) 11.06.2010
Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове
5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»→
Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове
5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»→