7 июня 2010 года. 16:10

Об «ужасном» ЕГЭ и стрельбе в Англии

Наконец­то (перед частицей «то» необходим дефис) пришло под шорох (слово­исключение, пиши через «о») зеленых листочков настоящее календарное (запятая не нужна) лето. А вместе с ним — и вот, собственно, к чему все мои нелепые пояснения — во власть вступил Он. Великий и могучий Единый Государственный Экзамен. Нынешние школьники (или, точнее выразиться, нынешние экс­школьники, так как, даже если они ЕГЭ провалят, в школу их обратно никто не возьмет) в этом году сдают единый государ­ственный в таком порядке: 27 мая — информатика, биология, литература; 31 мая — русский язык; 4 июня — иностранный язык, химия; 7 июня — математика; 11 июня — история, физика; 15 июня — обществознание, география. И если упростить, то перед вами расписание трех недель ужаса и нервотрепки. На самом деле — рассуждая с позиции человека, который с ЕГЭ уже сталкивался, — не так страшен черт, как его малюют. В школе практикуется глобальное запугивание не только самим экзаменом, но и процедурой его проведения. Фразы типа «Если ты не там поставишь крестик, то все — не сдашь!», «Единичку писать нельзя, только палочку — а то компьютер не поймет и сочтет ошибкой!» или «Если провалишь ЕГЭ, то жизнь кончена — никому ты такой будешь не нужен!» не употребит в своем предэкзаменационном наставлении редкий учитель. В действительности — и это я вам могу сказать как эксперт — все, что написано неправильно, можно исправить (для того существуют специальные поля), единичку компьютер распознает так же прекрасно, как и палочку, а с несданным ЕГЭ можно жить припеваючи, как делала одна моя хорошая знакомая (провалив два основных экзамена после 11 класса, она десять месяцев отдыхала у бабушки в Краснодарском крае, готовилась вместе с тем к новому экзамену и на следующий год без труда поступила на психологический факультет, о котором мечтала). И если я, например, или Антоша, или Наташка к ЕГЭ относились с долей здоровой иронии — «ну подумаешь, не сдадим — значит, на следующий год пересдадим» (хоть у самих, конечно, и дрожали коленки перед входом в аудиторию), — то некоторые на ЕГЭ реагируют очень эмоционально. Иногда даже болезненно эмоционально. И пример тому — самоубийство московского школьника. 1 июня 2010 года (на следующий день после сдачи ЕГЭ по русскому языку) шестнадцатилетний ученик одной из московских школ выпрыгнул с балкона седьмого этажа. Эта смерть тут же разделила всех чиновников, да и вообще все общество, на два лагеря: тех, кто считает, что во всем виноват ЕГЭ, и тех, кто полагает, что связывать самоубийство с ЕГЭ не только некорректно, но даже преступно. Министр образования и науки Андрей Фурсенко уверен, что случай никак не связан с ЕГЭ. А вот Наташка считает, что это вполне может быть: гнетущая обстановка, которую я описывала выше, плюс тот факт, что сданный экзамен по русскому языку является необходимым условием получения школьного аттестата, возможно, и сделали свое дело. «Да бросьте! — возмущается Антон. — Легко сваливать все на ЕГЭ! А между тем, может, у мальчика проблемы с психикой были». И это отрицать нельзя, разумеется. Но скорбная статистика самоубийств школьников из­за экзаменов (причем даже не столько цифры, сколько само существование такой статистики) заставляет меня глубоко задуматься. И в частности, о необходимости работы не только с учениками перед ЕГЭ, но и с учителями. Я помню, как сдавались мои госэкзамены в 2007 году, когда я окончила школу. А потом я сдавала тот же экзамен, но год спустя. И вы знаете, это были две абсолютно разные вещи: в первом случае — ситуация, когда тебя трясет и колотит так, что не помогает даже успокоительное, во втором — когда ты спокойно и с какой­то даже веселой песенкой заходишь в ППЭ (пункт приема экзамена). Я не виню ЕГЭ в самоубий­ствах, что вы. Скажу даже больше: мне нравится ЕГЭ как форма итоговой аттестации, поскольку он позволяет быстро и оперативно подать документы в несколько вузов сразу, а не сдавать в каждый вступительные экзамены. Но вот эмоциональный аспект здесь явно не проработан, и это нужно учесть. Говорю с уверенностью, потому что я была «на той стороне».
И от новостей отечественных плавно переходим к новостям «забугорным». «Слышала про Британию?» — бросает мне Антон таким голосом, словно я у него украла конфетки, и не две­три, а целый пакет, да еще и не простых, а каких­нибудь там «Рафаэлло». «Пока нет, — честно признаюсь я. — А почему таким тоном?» Друг объясняет: «А потому, что нечего говорить, будто только у нас в России все плохо. Я хоть и не патриот в полной мере, но за державу все равно обидно». Оказывается, речь Антоша вел о трагедии в Соединенном Королевстве, произошедшей 2 июня 2010 года. Двенадцать человек погибли и еще около двадцати пяти получили ранения в результате беспорядочной стрельбы, которую открыл таксист Деррик Берд на улицах графства Камбрия (сразу вспоминается ситуация с майором Евсюковым, и я понимаю наконец, какая претензия была ко мне у Антона). Сразу скажу, что для Англии это просто вопиющий случай. В отличие от России, США, а также многих европейских городов, включая даже самые спокойные, в Англии нечто подобное происходило последний раз в 1996 году (тогда безработный Томас Хэмилтон расстрелял шестнадцать учеников и одного учителя начальной школы города Данблейн, а затем покончил с собой). А это, как вы понимаете, очень и очень давно. Все силы полиции были тут же мобилизованы, но увы — поймать преступника не удалось. Только не подумайте, что британская полиция плохо работает: таксист­убийца был найден мертвым в лесу близ города Бут того же графства с простреленной головой — последовал примеру Хэмилтона. Этот случай, на мой взгляд, крайне неудачно подвернулся вновь избранному премьеру Великобритании Девиду Кэмерону. Однако спешу успокоить вас, господин Кэмерон, многие политики начинали также не с самых приятных событий, но, к примеру, мы — граждане РФ — можем утверждать, что подлодка «Курск» не помешала В.В.Путину стать одним из любимейших политических деятелей. Но замечу также, что все­таки подобных инцидентов нам не нужно («нам» в общемировом смысле, да и в общероссийском тоже). И как говорил герой детства кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»

Марина Левичева, студентка третьего курса ЧГУ №101(22755) 07.06.2010

Источник: Газета «Речь»