24 мая 2010 года. 22:10

Красиво жить не запретишь

Госдума в очередной раз отказалась от налога на роскошь «Справедливая Россия» в очередной раз предложила ввести в стране налог на роскошь и в очередной раз получила отказ. Законопроект, шансы которого на одобрение близки к нулю, существует в России уже несколько лет и в том или ином виде наверняка будет существовать еще столько же. Потому что желающих «отнять и поделить» в стране, где наблюдается один из самых больших разрывов между богатыми и бедными, по­прежнему хоть отбавляй.
Представляя законопроект о налоге на роскошь в далеком 2006 году, глава фракции «Родина» Александр Бабаков ссылался на международный опыт: по его словам, разного рода налоги на роскошь существуют в США, Франции, Великобритании, Хорватии и Италии.
Так что же это такое, налог на роскошь? По замыслу авторов законопроекта, богатым людям, которые могут себе позволить покупать дорогие машины, яхты, квартиры в центре Москвы, а также дорогой антиквариат, ничего не стоит заплатить в казну дополнительный налог. При этом не один раз (например, при покупке предметов роскоши), а ежегодно.
Правда, мировая практика показывает, что подобного рода налоги на роскошь действуют не всегда. Часто бывает, что богачи, не желая делиться, переводят свои сделки в тень, тем самым лишая бюджет вообще каких­либо перечислений. Именно поэтому, напомним, в России отменили прогрессивную шкалу подоходного налога, и эта реформа стала одной из самых успешных за всю историю 2000­х годов. Во всяком случае собираемость налогов резко возросла, а экономика стала постепенно выходить из тени. Для многих россиян зарплаты в конвертах стали приметой давно минувших дней.
Еще в 2006 году предполагалось, что налогом на роскошь станут облагаться земельные участки и квартиры дороже 15 миллионов рублей, яхты, автомобили и самолеты дороже двух миллионов рублей, а также ювелирные украшения, драгоценные металлы и произведения искусства дороже 300 тысяч рублей. К 2010 году цифры не изменились — видимо, инфляция на роскошь не распространяется. Не изменился и принцип взимания налога — в «Справедливой России» полагают, что ставки должны быть дифференцированными. Составлять налог на роскошь должен от одного до пяти процентов от рыночной стоимости предметов роскоши.
Авторы законопроекта неоднократно повторяли, что обратной силы закон иметь не будет. Это означает, что все предметы роскоши, купленные до вступления законопроекта в силу, под действие налога не попадут. Зато налог должен распространяться не только на личные авто или квартиры, но и на те предметы роскоши, которые находятся во владении компаний. Такая норма была придумана для того, чтобы толстосумы не переписывали свое имущество на компании, в которых они работают.
Обычно подобного рода дополнительные налоги должны не нравиться бизнесменам и быть по душе сторонникам различных течений социалистического толка. В условиях кризиса, однако, в пользу налога на роскошь высказались даже люди, традиционно отстаивающие принципы максимального благоприятствования для развития бизнеса в стране. Так, пост в защиту нового сбора написал в своем блоге известный экономист, руководитель аналитического департамента «Дойче Банка» в России Ярослав Лисоволик. По его мнению, в условиях дефицита бюджета правительству необходимо искать новые пути для пополнения казны. Кроме того, неизбежное ограничение спроса на роскошную недвижимость может сдержать цены на квартиры.
Есть у налога и другие плюсы. Обложить новым налогом богатых гораздо легче, а главное — безопаснее для власти, чем пойти на сокращение зарплат бюджетникам. Кроме того, такой налог может снизить социальную напряженность, которая в условиях кризиса только растет.
Однако депутаты Госдумы 13 мая зарубили инициативу. «Нереализуемый законопроект, и все счастье авторов состоит только в одном: они точно знают, что мы не можем это допустить», — заявил депутат Николай Гончар. Кроме того, он отметил, что попытка введения налога на роскошь является не более чем «политической декларацией». В правительстве же неоднократно отмечали, что налог на роскошь приведет к двойному налогообложению имущества. Кроме того, чиновники не понимают, откуда взялись конкретные цифры: почему «роскошью» считается квартира стоимостью 15 миллионов рублей, а например, не 20 миллионов? То же самое и с дифференцированными ставками налога — кто считал, почему они должны составлять именно от 1 до 5 процентов, действительно непонятно. Но есть, думается, и другие аргументы. Введение налога на роскошь — шаг в сторону дифференцированной ставки подоходного налога. Проведение же такой реформы правительством не планируется. В 2009 году премьер­министр Владимир Путин отмечал, что менять принцип взимания подоходного налога не намерен, добавив, что поступления от налога выросли в 12 раз. «Весь мир нам завидует. Я знаю, что я говорю», — заявил премьер.
Кроме того, ни для кого не секрет, что российские бизнесмены находятся в тесном контакте с властями и помогают им при необходимости найти средства на тот или иной масштабный проект. Так, олимпийская стройка ведется не только государством, но и частными инвесторами, которые не раз отмечали, что не рассчитывают получить прибыль от этого проекта.

Сергей БЕГЛЯК №91(22745) 24.05.2010

Источник: Газета «Речь»