10 мая 2010 года. 08:09
Реформаторы вновь взялись за школу
Будут ли уроки в государственных школах платными? На этой неделе Государственная дума в третьем чтении одобрила закон, реформирующий бюджетные учреждения, в том числе образовательные. Некоторые государственные школы получат право совершенно законно проводить платные уроки. По новому закону, как пишет «Российская газета», все учреждения поделят на три группы: казенные, бюджетные и автономные. В чем разница? С казенными болееменее понятно: для них четко пропишут все статьи затрат, вплоть до сумм коммунальных услуг, транспортных расходов и покупки канцтоваров. Деньги для них будут перечисляться через казначейства. Скорее всего, такой статус получат детские дома, спецшколы, школы при колониях, малокомплектные школы. Бюджетным организациям деньги станут выделять с разбивкой по расходам — в виде субсидий (через казначейство). Здесь свободы больше: директор школы или ректор вуза сам решит, сколько потратить на ремонт, а сколько на организацию праздника. Бюджетные школы предложат платные услуги: кружки, дополнительные занятия. Статус автономных смогут приобрести самые сильные, конкурентоспособные — они получат наибольшую финансовую свободу. Им разрешат оказывать платные услуги, привлекать инвестиции, заплатить учителю 10 окладов, если его ученики, к примеру, победители многочисленных олимпиад. Нужна ли такая реформа нашим школам? Свое мнение высказывают…
Виктор ПРИХОДСКИЙ, доцент кафедры экономики ЧГУ:
— Да, конечно, нужна. Можно сколько угодно критиковать предлагаемые реформы, ругать, спорить, не принимать их, но, с моей точки зрения, важно хоть чтото делать. Нужна политическая воля, нужны решения, нужны конкретные действия, а не слова. А иначе как мы увидим результат — чисто теоретически? Реформа нужна хотя бы для того, чтобы не было таких фильмов как «Школа», который демонстрируют по Первому каналу. Чем, скажите, мы рискуем? Школа в настоящее время представляет собой некое жестко регламентированное учреждение, где директора боятся любого телодвижения. Я даже не говорю о финансовой свободе. С моей точки зрения, как преподавателя бизнеса, школа должна меняться. Еще лет десять назад мы говорили, что школа должна быть своеобразным бизнесинкубатором, где рождаются свежие идеи, технологии, где подросток получает представление о том, где и как можно заработать. И что? Дело с мертвой точки до сих пор не сдвинулось. Да, есть закон, позволяющий молодым людям самостоятельно заниматься бизнесом с 14 лет. Но это всего лишь положение. Школа должна развивать личность. Я вообще считаю, что нужно действовать понаполеоновски: главное — ввязаться, а там видно будет. Почему я так говорю? Да потому, что в вузе я сталкиваюсь с ситуацией, когда большинство вчерашних школьников сегодня уже совершенно безынициативны, с убитым творческим потенциалом. Потому что в школе любое проявление инициативы рождает панику, страх плетки в виде государственных органов управления образования. В результате молодежь не готова к жизни, к ее современным условиям. Какой у нас измеритель эффективности существующей системы среднего образования? Поступление в вуз? Так сегодня и троечник в институт поступит. Тогда нужно действовать. Пусть будут разные школы, разные мнения, разные подходы в системе образования.
Леонид ОСИПОВ, директор профучилища № 27, председатель совета директоров начального профессионального образования Череповца:
— Скорее нужна. Я не могу подробно комментировать предлагаемые реформой инициативы, поскольку этот опыт еще не внедрен. Насколько мне известно, в качестве эксперимента три учебных заведения начального профессионального образования области пробуют работать в статусе автономных. Опять же насколько я в курсе, бесплатно будет предоставляться определенный стандарт: такие обязательные дисциплины, как математика, физика, астрономия, химия, биология, история и т. д. Мы — не школа, мы начальное профессиональное образование. Однако реформа затрагивает и нашу систему. Что я хочу сказать: школе, училищу, вузу нужны мужчиныпреподаватели. Вот здесь реформа нужна определенно. Я ничего не имею против женщинпреподавателей, более того, уважаю их труд, но детей должны учить мужчины, причем лучше, если их будет большинство. Допустим, мы готовим рабочих для предприятий, естественно, специальные предметы лучше вести мужчинам, а они в преподаватели не идут. Почему? Крайне низкая зарплата. А мужчина прежде всего кормилец в семье. Что касается платных услуг, то, на мой взгляд, это очень серьезный вопрос. Да, определенный стандартный объем учащемуся дадут бесплатно. Но все остальное — а это будут кружки, секции, дополнительные предметы, направленные на развитие профессиональных навыков, личностных качеств, — окажется недоступным для многих семей. Скажите, много ли в Череповце наберется семей, готовых платить за образование в школе, училище, вузе без ущерба для семейного бюджета? Значит, многие окажутся не в равных условиях. А ведь помимо вопроса зарабатывания «прибыли» (денег для развития самого образовательного учреждения) мы должны решать социальные задачи.
Ирина ДУБРОВСКАЯ, директор начальной общеобразовательной школы № 39:
— Преобразования нужны. Но мне трудно судить, чем обернется реформа для школы. Под какой статус мы попадем? С казенными школами все понятно, автономным учреждением мы также вряд ли будем. Ну кто захочет вкладывать в начальную школу? Следовательно, мы попадем в разряд бюджетных. Насколько я понимаю, в этом случае нам нужно будет зарабатывать «прибыль» для развития учреждения. А заработать мы ее можем, только предоставляя платные услуги. Значит, рассчитываться за реформу придется родителям? Что касается нынешнего материальнотехнического обеспечения школы. Нашей школе 15 лет, в таком же «возрасте» наши парты, компьютеры. Я уже не говорю о заработной плате учителя, которая в среднем составляет 10 — 11 тысяч рублей.
Ирина ВИКУЛОВА, руководитель психологической службы НП «МСПДМ «Восхождение»:
— Не с того мы начинаем реформу. Мне кажется, деление школ на бюджетные и автономные приведет к расслоению общества. Далеко не каждый родитель сможет потянуть платные услуги. Значит, талантливый, но бедный ребенок будет обречен на бюджетное образование. Я считаю, далеко не все учитывает реформа, она забывает о главном — содержании. У нынешних детей нередко проявляется неприятие школы, социальная беспомощность, они живут желаниями родителей. Мне непонятно, во имя чего мы разрушили выстроенную систему социальных педагогов, школьных психологов. Непонятно, зачем «набивать» в классы по 30 учеников. Ради подушевого финансирования? Почему такие нищенские зарплаты платят учителям? Реформа имеет только финансовую подоплеку, вот что печально.
Татьяна Ковачева №81(22735) 07.05.2010
Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым
На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили. →
27 июл 2024, 11:07
Преимущества доставки цветов
01 июл 2024, 07:29