10 мая 2010 года. 08:09

Пеликаны гибнут за нефть

Катастрофа в Мексиканском заливе грозит США экологическими, экономическими и, вполне вероятно, политическими потрясениями На нефтяной платформе в 80 километрах от берегов американской Луизианы произошел взрыв, в результате которого погибли 11 из 126 находившихся на вышке нефтяников. Вскоре платформа затонула, а из глубоководных скважин (1500 метров) в море начала вытекать нефть в ежедневном объеме до пяти тысяч бочек (800 тысяч литров). Никакие меры по экстренному перекрытию скважин с участием четырех подводных лодок, по боновому заграждению и сжиганию нефтяного пятна положительных результатов не принесли. Уже очевидно, что Мексиканский залив, прекрасное побережье Флориды и дельту реки Миссисипи ожидает беспрецедентное экологическое бедствие.
Напомним, что авария произошла 20 апреля. То есть уже две с половиной недели в воды хлещет углеводородное сырье. И еще, по мнению экспертов, в лучшем случае эта катастрофа будет продолжаться три месяца. Полмиллиона баррелей на один залив! Такого катаклизма история нефтедобычи еще не знала. При этом сдержать разлив нефти на поверхности пока не удается. В част­ности, пятно пытались остановить с помощью боновых заграждений, однако крайне неблагоприятные погодные условия в Мексиканском заливе — сильный ветер и волнение на море — резко снизили эффективность этой меры. А на побережье, видимо осознав, что спастись от нефтяного пятна уже не удастся, начали принимать превентивные меры. Национальное управление океанических и атмосферных исследований США ввело запрет на рыболовство в водах Луизианы и ряда других штатов. Министр обороны Роберт Гейтс распорядился отправить на борьбу с нефтяным пятном 6000 членов Национальной гвардии США. На территории Луизианы, Алабамы, Миссисипи и в ряде округов Флориды было объявлено чрезвычайное положение. Местные жители записываются добровольцами в отряды для очистки берега от нефти. Нужно будет много рабочих рук, потому что условия береговой полосы зачастую исключают использование тяжелой техники.
Экологи тоже готовятся к масштабной акции — по спасению животных, в особенности птиц. По словам директора птичьего заповедника побережья Луизианы Мелани Дрисколл, в это время года птицы особенно уязвимы: они строят гнезда и ждут птенцов. Не говоря уже о рыбах и водоплавающих, для которых нефтяное пятно у побережья означает неминуемую смерть. Уже подсчитано, что нефть грозит гибелью представителям 400 видов животных и рыб. Среди них выделили девять наиболее ценных. Например, под угрозой полного исчезновения может оказаться бурый пеликан, символ штата Луизиана. Эта птица гнездится только на побережье — именно там скапливается больше всего нефти. Этот вид недавно восстановил свою популяцию и был исключен из Красной книги, но теперь он в лучшем случае вновь туда вернется. Большая угроза нависла и над атлантическим голубым тунцом, который мечет икру только в Мексиканском заливе. Кашалоты прочно не привязаны к району, где разлилась нефть. Однако эти гигантские животные очень медленно реагируют на какие­либо изменения. Поэтому, пока они решат покинуть залив, погибнуть могут очень много особей. А вот морские черепахи — постоянные жители залива. Они откладывают яйца на местных пляжах. Жители Луизианы последние несколько дней постоянно находят трупы черепах, выброшенные на берег. Можно вспомнить еще и про устриц, обитающих в дельте реки Миссисипи. Неделю назад первые пятна нефти достигли этого района. Ситуация усугубляется еще и тем, что оттуда в магазины и рестораны США поступает до 70 % устриц.
Однако разлив нефти может стать не только экологической, но и экономической катастрофой для региона. Тысячи людей, занимающихся рыболовством, могут на годы остаться без работы. Американские и европейские СМИ пестрят интервью с отчаявшимися рыбаками, которые заявляют, что их бизнес и они сами фактически полностью уничтожены. Пострадали не только рыбаки. Разлив нефти грозит серьезно подорвать судоходство в регионе, и прежде всего морские перевозки нефти, нефтепродуктов и газа с месторождений в Мексикан­ском заливе. Между тем месторождения в заливе обеспечивают 15 процентов потребностей США в нефти и газе. Наконец, серьезные убытки ждут сферу туризма. Флорида, которая известна своими пляжами, из­за катастрофы потеряет туристов. Нефть пока не достигла берегов этого штата, однако люди уже сейчас отказываются от отдыха. За 14 дней с момента аварии турбизнес лишился около 40 млн долларов. По самым оптимистичным прогнозам, на очистку от нефти уйдет три месяца. Впрочем, многие экологи считают, что за это время устранят лишь последствия, которые видны на первый взгляд. На то, чтобы полностью очистить район от разлившейся нефти, могут понадобиться десятки лет. Словом, под ударом оказалось все, что зависит от моря. Объем предполагаемого ущерба нельзя подсчитать даже приблизительно: миллиарды и миллиарды долларов.
В сложившихся обстоятельствах в Луизиану прибыл президент США Барак Обама. Для него все произошедшее станет серьезным испытанием: придется продемонстрировать все свое умение справляться с кризисными ситуациями. При этом, как написала The New York Times, над ним будет постоянно угрожающе висеть тень урагана «Катрина». В свое время именно «Катрина» дала повод критикам республиканцев говорить о «катастрофическом президентстве» Джорджа Буша. Барак Обама по­хвалил действия властей Луизианы, отметив, что «все правительство работает над преодолением кризиса». Одновременно он обрушился на виновников произошедшего, компанию British Petrolium (ВР), заявив: «BP ответственна за эту утечку, и BP заплатит по счету. В то же время как президент Соединенных Штатов я не собираюсь экономить на усилиях по ликвидации этого кризиса, сколько бы он ни продолжался».
Белый дом уже заявил, что этот инцидент определенно повлияет на планы Барака Обамы по допуску неф­тяных компаний на шельф США. Это означает, что объявленная Обамой в марте новая концепция энергетической безопасности, скорее всего, подвергнется пересмотру. Суть концепции — снизить зависимость США от импорта нефти и газа. Для этого Белый дом решил частично снять мораторий на разработку месторождений углеводородов. Мораторий действует более 20 лет. Все это время считалось, что правильнее закупать нефть за границей — в арабских странах, в Венесуэле, — чем добывать ее у себя в прибрежной зоне, рискуя океанской экосистемой. Еще месяц назад Обама заявлял: «США должны опираться на источники энергии собственного производства, однако в ближайшие годы, пока не будут созданы новые источники энергии, необходимо увеличить освоение традиционных шельфовых ресурсов». К возвращению на шельф администрацию США, скорее всего, подтолкнул рекордный дефицит бюджета. Однако после катастрофы в Мексиканском заливе энергетиче­ская независимость, о которой мечтает Обама, остается под вопросом. Российские эксперты не исключают, что катастрофа нефтяной платформы действительно вынудит США отказаться от масштабных проектов освоения шельфа. А это неизбежно повлияет на мировые цены на нефть: ведь Америка закупает сырья больше всех в мире — больше 20 % добываемых углеводородов. При этом ее собственные запасы меньше 2 % мировых.
Впрочем, самой главной задачей на сегодня является устранение утечки нефти из разрушенных подводных скважин. Представители BP уже озвучили три возможных сценария ее решения. Первый состоит в том, чтобы с помощью подводных роботов активировать противосбросовый предохранитель, установленный на основной горловине скважины. В идеале предохранитель должен был включиться автоматически в момент аварии и заблокировать скважину, однако по невыясненным пока причинам этого не произошло. В течение двух дней после аварии, пока Deepwater Horizon окончательно не затонула, рабочие­нефтяники пытались активировать предохранитель с платформы вручную, но так и не смогли это сделать. Теперь остается уповать на роботов. Второй сценарий предполагает откачку нефти. Для этого место утечки накрывается, как колпаком, специальными герметическими камерами, откуда происходит откачка нефти на нефтеналивное судно. По словам представителей BP, одна из камер уже готова, две другие еще строятся. В любом случае введение в действие всей этой системы возможно не ранее чем через четыре недели. Нефтяников, однако, ожидает еще одна сложность — большая глубина, которая над разрушенной скважиной составляет 1,5 километра. Камеры должны выдержать колоссальное давление воды. Третий сценарий, который, как отмечается, будет осуществлен в любом случае — раньше или позже, предполагает строительство второй, восстановительной, платформы и бурение скважины­перехватчика, которая, сомкнувшись под углом со старой скважиной, перенаправит поток нефти. Однако эти работы займут от трех до четырех месяцев. Иными словами, в ближайшее время ликвидировать утечку нефти в океан не удастся — в самом лучшем случае ее можно лишь уменьшить. А это значит, что нефтяное пятно будет расти. Остается еще уповать на то, что ветер переменится и отгонит нефть от Луизианы.
Российский эколог, глава общественной организации «Совет по морским млекопитающим» Алексей Яблоков в понедельник в эфире радиостанции «Эхо Москвы» оценил ущерб от разлива нефти в Мексиканском заливе приблизительно в 20 млрд долларов. Экологи также предупреждают о возможном повторении аварии, подобной разливу нефти в Мексиканском разливе, на территории России. Как рассказал «Интерфаксу» во вторник руководитель энергетического отдела российского отделения международной экологической организации Гринпис Владимир Чупров, «пока не существует технологий, позволяющих исключить такие аварии». Он добавил, что подобные катастрофы возможны, например, в Арктике, где нет технологий для ликвидации нефтяных разливов. Тем временем Италия уже временно прекратила бурение нефтяных скважин у своих берегов.

Сергей БЕГЛЯК №81(22735) 07.05.2010

Источник: Газета «Речь»