4 мая 2010 года. 22:44

Автопром возрождается

Мировые автогиганты, уволившие десятки тысяч рабочих, вновь почувствовали вкус прибыли Мировые автогиганты подвели финансовые итоги первого квартала 2010 года. Вопреки ожиданиям, многие компании вышли в плюс. Финансовый кризис оздоровил авторынок и усилил конкуренцию, но выбросил на улицы десятки тысяч рабочих.
В апреле крупнейшие автомобильные концерны представили широкой публике финансовые отчеты за первый квартал текущего года. Неожиданно многие компании сообщили не об убытках за январь — март, как предполагали аналитики, а о прибыли и об оптимистичных финансовых прогнозах на несколько лет вперед. Так, чистая прибыль корей­ской компании Hyundai Motor за первый квартал выросла в пять раз и составила 1 млрд долларов. Такой результат стал возможен благодаря быстрому росту китайского и индийского рынков и восстановлению продаж в США, считают в компании.
Набирает обороты и рынок в Германии. Немецкий автопроизводитель Daimler сообщил о прибыли в размере 1,6 млрд евро за первый квартал. Хотя за аналогичный период прошлого года компания потерпела убытки в размере 1,4 млрд евро. Как говорится в заявлении Daimler, рост прибыли обусловлен «очень внушительными результатами» его отделения Mercedes­Benz. Мировые продажи крупнейшего в Европе автопроизводителя Volkswagen Group, включающего в себя бренды Audi, Skoda, Seat и Volkswagen, выросли почти на четверть на фоне восстановления авторынка, сообщила компания.
Один из крупнейших китайских автопроизводителей SAIC Motor Corp заявил о росте прибыли за январь — март более чем на 300 %. Компания не приводит конкретные цифры своей финансовой отчетности, однако отмечает, что продажи компании в марте выросли до 336 тысяч автомобилей. Прибыль французского автопроизводителя PSA Peugeot Citroen выросла на 27 % по итогам первого квартала 2010 года. Доход компании от продаж составил более 18,84 млрд долларов, превзойдя ожидания аналитиков. Акции компании продолжают расти благодаря устойчивым продажам.
Спустя почти год с тех пор, как череда банкротств фактически развалила американское автомобилестроение, концерны из Детройта показывают положительную динамику — раньше, чем прогнозировали чиновники и аналитики. В минувшую среду General Motors выплатил правительству США и Канады 8,1 млрд долларов. Другой, казалось, безнадежный банкрот, Chrysler объявил об операционной прибыли в 143 млн долларов.
Ряд концернов все еще признаются, что продолжают терпеть убытки, однако практически каждому производителю аналитики прогнозируют восстановление уже в этом году. Волнообразное развитие мирового экономического кризиса привело изначально к падению финансовой системы, затем удар пришелся на производителей, и третья волна накрыла рынок труда. «Финансовую систему кризис уже миновал, производственники, кто выдержал, тоже выходят из него, а вот по­следствия на массах трудящихся еще продолжат сказываться», — заявляет директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. Выйти на положительную динамику многим автоконцернам удалось не столько за счет сокращения бюджета на маркетинг и рекламу, сколько благодаря массовым увольнениям персонала и урезанию зарплат. «Компании добились плюса за счет того, что урезали все возможные незатратные части, а это выливается на людей», — говорит Целиков. Так, в 2009 году только немецкие концерны сократили в мире более 116 тысяч рабочих мест, в том числе 45 тысяч в самой Германии. Тем не менее кризис оздоровил производство, сделал рынок продаж агрессивнее и в разы обост­рил конкуренцию между компаниями. «Не выдерживают слабейшие, — говорит Сергей Целиков. — Для потребителя это выгодно, а для производителя это то, что ведет к улучшению внутренней структуры и двигает прогресс. Кризисы нужны экономике». Эксперт добавил, что производители и дальше будут демон­стрировать положительную динамику. Однако если рынок автопроизводства взял курс на восстановление, то рынок трудящихся еще долго не сможет прийти в себя. «Быстрого восстановления по персоналу точно не будет», — заключил он.
Во вторник Министер­ство промышленности и торговли РФ в очередной раз дало понять, что правительство не намерено в обозримом будущем облегчать таможенный режим для иномарок. «Два дня назад утверждена стратегия развития автопромышленности страны. Таможенные пошлины на бывшие в употреблении автомобили установлены достаточно высокие, как и на новые, и они будут сохраняться на достаточно длительную перспективу. Этот проект — уже списанная страница в долгосрочной стратегии автомобилестроения в стране. На наш взгляд, лучше участвовать в производстве новой техники или покупке новой техники, чем в перепродаже уже бывшей в употреблении», — сообщил глава ведомства Виктор Христенко. Напомним, ввозные пошлины на новые автомобили были повышены в январе 2009 года. В совокупности с падением курса рубля это привело к существенному подорожанию иномарок в России. Когда экономическая ситуация стабилизировалась, Министерство экономиче­ского развития предложило вернуть пошлины на докризисный уровень. Однако последнее слово осталось за протекционистскими мерами Минпромторга, который выступил против снижения пошлин, полагая, что это повредит развитию отечественного автопрома.
Виктор Христенко напомнил, что в 2009 году российский авторынок испытал шок, сократившись как минимум вдвое. Только сейчас он худо­бедно начинает восстанавливаться, и то не без помощи государственных мер поддержки. «В первом квартале этого года рынок стал восстанавливаться. Но это будет не быстро. Мы вернемся на докризисный уровень рынка в 2012 — 2013 годах», — прогнозирует глава Минпромторга.

Сергей БЕГЛЯК №78(22732) 04.05.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.