30 апреля 2010 года. 12:08

В греческом зале

Балканская страна оказалась для Евросоюза «чемоданом без ручки»: и бросить жалко, и тащить тяжело Эта история началась еще в конце 2009 года, когда в СМИ появились слухи о возможном дефолте Греции, чей госдолг превысил 100 % ВВП, а дефицит бюджета составил 12,7 % ВВП — больше всех среди стран еврозоны. Пытаясь справиться с бюджетным дефицитом, греческое правитель­ство приняло план, предусматривающий замораживание пенсий и сокращение зарплат, а также ужесточение налогового законодательства и повышение цен. Эти меры вызвали протесты населения, которые к началу мая грозят перерасти в общенациональную акцию неповиновения. Ее начало назначено на 1 мая — международный праздник трудящихся. Как раньше у нас писалось: Мир, Труд, Май…
Греция официально обратилась к Евросоюзу и Международному валютному фонду (МВФ) с просьбой «запустить механизм кредитной поддержки», необходимой для страны, чтобы справиться с долгами и рекордным бюджетным дефицитом. Еще в начале апреля страны ЕС и МВФ пришли к соглашению о выделении Греции кредитов на общую сумму 40 — 45 млрд евро. Ожидалось, что средства будут выделены сроком на три года по ставке в 5 % годовых. Однако вскоре выяснилось, что общая задолженность Греции достигает 300 млрд евро и превышает 100 % ВВП. В конце апреля глава Центробанка Германии Аксель Вебер заявил, что ситуация с долгом Греции «ухудшается с каждым днем» и стране потребуется больший объем помощи, чем предполагалось, — 80 млрд евро. После этого все европейские политики схватились за головы.
К примеру, депутат немецкого бундестага от Христианско­демократического союза, соратник канцлера Ангелы Меркель Марко Вандервиц предложил Греции передать часть своих островов в качестве залога за кредит Евросоюза. Другой член бундестага — Франк Шеффлер от Свободных демократов — высказал идею, что греки могли бы продать часть своих необитаемых островов наряду с долями в компаниях. «Мы вам деньги, вы нам — Корфу», — прокомментировала это заявление газета Bild. Стоит отметить, что остров Корфу (Керкира) является одним из крупнейших возле побережья Греции. На нем проживают более 100 тысяч человек. Всего Греция владеет более чем шестью тысячами островов, из которых обитаемыми являются только 227.
Между тем дефицит бюджетов европейских стран за 2009 год оказался больше, чем ожидалось ранее, не только за счет Греции. В этой балканской стране он достиг 12,7 % ВВП, но ее догоняют Испания, Португалия, Италия, Великобритания, Латвия. Эта новость опустила курс евро до 1,33 доллара. Всех спасти, как Грецию, невозможно, а значит, впереди дефолты европейских стран, предупреждают эксперты. Лидером же по размеру дефицита бюджета стала Ирландия, где он достиг 14,3 % ВВП в прошлом году, почти вдвое превысив показатель 2008 года. При этом для Ирландии цифры также были пересмотрены: по предварительным данным Европейской комиссии, разница между расходами и доходами составляла 12,5 % ВВП. Следом идет Велико­британия, дефицит которой составил 11,5 % ВВП, Испания (11,2 %), Португалия (9,4 %), Латвия (9 %), Литва (8,9 %), Румыния (8,3 %), Франция (7,5 %), Польша (7,1 %), Словакия (6,8 %), Бельгия (6 %), Чехия (5,9 %). Значения бюджетных дефицитов этих стран в разы превышают допустимый Маастрихтским соглашением порог — 3 % ВВП. Добиться необходимых показателей удалось лишь Швеции (0,5 % ВВП), Люксембургу (0,7 %), Эстонии (1,7 %), Финляндии (2,2 %), Дании (2,7 %). В Германии недостача казны составила 3,3 % ВВП, в Австрии — 3,4 %, в Венгрии — 4 %, в Италии и Нидерландах — 5,3 %. В целом средний уровень дефицита госбюджетов 16 стран еврозоны вырос до 6,3 % ВВП. В 2008 году этот показатель составлял 2 % ВВП. Объем госдолга стран еврозоны в 2009 году составил почти 79 % ВВП против 69,4 % ВВП в 2008 году. Средний уровень дефицита 27 стран Евросоюза увеличился до 6,8 % ВВП против 2,3 % ВВП в 2008 году, размер госдолга достиг 73,6 % ВВП против 69,4 % ВВП годом ранее.
На прошлой неделе в рамках брюссельского саммита 27 глав государств и правительств прошла отдельная встреча 16 лидеров стран, входящих в еврозону. Они приняли разработанный германским канцлером Ангелой Меркель и французским президентом Николя Саркози план по предотвращению финансового краха Греции. Общий объем помощи, на который Афины могут рассчитывать, составляет 20 — 22 млрд евро. Греция назвала эту сумму «вполне приемлемой». Однако правительство Георгиоса Папандреу, перед которым стоит задача найти 50 млрд евро к концу этого года, чтобы выполнить все свои бюджетные и долговые обязательства, может рассчитывать на помощь европейцев только в крайнем случае. Помощь Греции будет предоставляться на двусторонней основе другими членами еврозоны при единодушном согласии их партнеров по валютному союзу. Для этого должно быть доказано, что Афины не в состоянии найти иные источники для финансирования бюджета. Кредиты Греции должны быть предоставлены на общих основаниях без каких­либо льгот и дотирования.
Дополнительные займы будут предоставляться МВФ при поддержке Европейского союза. Заем у МВФ автоматически ставит финансовые власти Греции в зависимость от рекомендаций экспертов фонда. На такой жесткости условий настояла Германия, проводящая традиционно консервативную монетарную политику.
Долгое время Берлин, быстрее прочих членов ЕС оправившийся от кризиса, отказывался говорить о помощи Афинам, указывая, что в таком случае богатейшие страны еврозоны окажутся постоянными донорами своих бесхозяйственных партнеров по ЕС. После напряженных двусторонних переговоров германского канцлера Ангелы Меркель с французским президентом Николя Саркози Германия заявила о своем согласии оказать помощь правительству Папандреу, но обставила это строгими условиями, определенными в меморандуме. Саркози, считавшийся главным лоббистом создания фонда помощи ЕС, согласился с тем, чтобы ключевую роль в новом механизме кредитования играл Международный валютный фонд, а не собственно страны Евросоюза. Меркель получила согласие со стороны европейских стран ужесточить Пакт стабильности и роста, принятый накануне введения евро и определяющий параметры бюджетной дисциплины участников валютного союза. В отношении стран, нарушающих запрет на составление бюджета, в котором дефицит превышал бы 3 % от ВВП, общеевропейские санкции будут ужесточены. Они отныне будут включать «все возможные юридические варианты».
По мнению известного российского экономиста Александра Лившица, сегодня все норовят занять у Германии деньги. Если удастся, то без возврата. В качестве помощи. Рядовые немцы недовольны. Не для того, дескать, налоги платим, чтобы чужих кормить. Отсюда родилась и идея всеобщего европейского валютного фонда, который будет собираться в складчину, всеми членами Евросоюза. «В греческой беде виноват не только кризис, а еще и брюссельская бюро­кратия, — пишет Лившиц в газете «Известия». — Провалилась. Причем основательно. Судите сами. Годами терзает кандидатов на вступление в ЕС. Придирается к каждой цифре. Каждому национальному закону. Приняв, опутывает правилами, инструкциями, проверками, санкциями. А потом налетает кризис, который опускает в болото страны Балтии, создает серьезные проблемы даже в Испании с Португалией. А экономику Греции вообще доводит до предынфарктного состояния. Вдруг обнаруживается, что госдолг страны достиг 115 % ВВП, а дефицит бюджета близок к 13 % того же ВВП. То есть очень высокая температура. Весьма опасная для здоровья финансового тела. Для лечения приходится вызывать врачей из МВФ. Впервые в истории Евросоюза. И куда он смотрел? Почему бездействовал? Непонятно…»
Отсюда вывод: ЕС придется туже закручивать гайки. Отказывать нерадивым странам в субсидиях. Штрафовать и лишать их права голоса. Скорее всего, придется запереть входную дверь в зону евро. Возможно, «ленивые страны» даже начнут из нее выгонять. Во всяком случае, Ангела Меркель к этому уже призвала. Греческий кризис негативно скажется на европейской судьбе других стран. В частности, Украины. С ней и дальше будут подписывать какие­то документы, продолжать хвалить, но внутрь не пустят. Украинцы тут ни в чем не виноваты. Просто немцам и другим законопослушным европейцам не нужны новые приключения. Вполне достаточно греческого. Так что у соседа выбор: либо стоять на месте перед закрытой дверью, либо двигаться на восток. В сторону России. Но тогда нам надо приготовить для них что­то вкусненькое. Впрочем, уже приготовили — 40 млрд долларов.
Массовые протесты в центре греческой столицы переросли в беспорядки. Вечером во вторник к зданию греческого парламента в Афинах вышли тысячи демонстрантов поддержать участников массовых забастовок, которые не прекращаются в Греции с февраля. Протестующие, среди которых множество членов профсоюзов, требовали изменения правительственных мер по снижению огромного дефицита бюджета: вместо замораживания зарплаты и повышения налогов они предлагают переложить бремя выхода из кризиса на представителей крупного бизнеса, который, по их мнению, поддерживают власти. К демонстрантам примкнули анархисты и левые радикалы, которые вступили в открытое противостояние с полицией, охранявшей порядок во время акции. В полицейских полетели камни и бутылки. В ответ полиция применила слезоточивый газ. Несколько анархистов задержаны. Беспорядки, как и массовые забастовки, стали привычными для греческой столицы в последние несколько месяцев. Предыдущие подобные столкновения демонстрантов с полицией закончились для стражей порядка печально: в больнице оказались 23 полицейских. Тогда с бутылками с зажигательной смесью и камнями на них вышли около 300 человек. Госслужащие, которых замораживание зарплат касается прежде всего, уже дважды устраивали суточную забастовку и готовятся к третьей. В акциях участвуют докеры, водители автобусов, маршруток, паромов, такси, диспетчеры аэропортов. В последней общенациональной забастовке приняли участие, по разным данным, от трех до пяти миллионов человек — почти четверть населения Греции.

Сергей БЕГЛЯК №77(22731) 30.04.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.