30 апреля 2010 года. 08:51

Ученый + менеджер = инновация

В городе активизировалось создание новых бизнес­проектов Кризис показал: моно­вариант развития экономики города ненадежен. Требуется развитие новых направлений городской экономики, малого и среднего бизнеса, помощь молодежи и свежие идеи. Молодежь отреагировала — и вчера состоялись два значимых события, показавших, какой вектор движения выбирает молодое поколение бизнесменов: в первую очередь это инновации. На базе филиала ИМИТ СПбГПУ в нашем городе открылся технопарк, который поможет науке зарабатывать деньги, а инвесторам и клиентам — получать качественный, современный продукт. А бизнесмены более молодые и менее научные смогут показать себя на другой площадке — в Агентстве городского развития стартовал конкурс «Молодежь — в бизнес!».
«Мы не ждем поддержки от государства. Это — бизнес» — так сказал по поводу создания технопарка директор ИМИТа СПбГПУ Леонид Малыгин. Идею технопарка в ИМИТе вынашивали давно — инновационный бизнес существует в филиале уже несколько лет, и свой опыт молодые ученые совместно с руководством института решили перенести на отдельную площадку, с которой могли бы работать и другие специалисты.
Об инновационных технологиях в Череповце говорят уже больше года, но на данный момент, по словам руководителя проекта «Форсайт» Дмитрия Афанасьева, возникли большие трудности: как соединить коммерцию и научную работу?
— Мы искали точки роста, и одним из печальных открытий стало то, что инновационная структура города отсутствует, — выступал Дмитрий Афанасьев.
Попытки создать малое предприятие при вузе наталкивались на отсутствие заказчика. Почему так происходило и как можно выйти из этого положения, объяснил Владимир Царев, кандидат технических наук и руководитель корпорации интеллектуальных технологий и систем:
— Мы всю жизнь вели исследования, у нас всегда были ценные научные разработки — но это оставалось вещью в себе, предметом обсуждения для научного сообщества. Чтобы идеи начали работать, необходим грамотный маркетинг, необходима разработка продукта, понятного потенциальному клиенту. Мы не можем продать сложную математическую формулу как таковую. Зато мы можем продать ее как лучшую методику для построения технических и социальных моделей.
Чтобы наука начала работать, в институте к каждому ученому прикрепили менеджера: ученый разрабатывает, менеджер продвигает. Например, система распознавания номеров машин создана в ИМИТе уже около 9 лет назад, и только когда к работе подключили маркетологов, появилась полноценная линейка продуктов, сформированная с учетом особенностей потребителя.
— Для города открытие парка имеет огромное значение, — комментирует заместитель мэра Сергей Ананенко. — Когда мы реализовали проект «Форсайт», мы действительно не могли найти точек опоры для инновационного развития. Такие точки опоры будут возникать на серьезной образовательной базе, которую могут предоставить как раз наши учебные заведения. И пусть эта первая точка пока небольшая, инновационные проекты можно развивать и продвигать. Пока хочется надеяться, что те три проекта, которые уже есть и успешны — одним из них мы пользуемся, это проект «дорожный пристав», — станут далеко не последними, и таких проектов будет больше.
Безусловно, поддерживать технопарк мы будем. Прежде всего потому, что нам интересны его продукты. Нам крайне сложно финансировать фундаментальные разработки, а вот определять те продукты, которые нам были бы интересны, мы можем. Из того, что я сегодня увидел, очень понравилась модель транспортной системы города. Если ее довести до хорошего состояния, ее можно использовать для моделирования движения в городе, транспортной логистики.
START­Парк, который презентовали вчера, — это и технопарк, и бизнес­инкубатор, и исследовательский центр одновременно. Как утверждает Леонид Малыгин, в ближайшие пять лет Северо­Западный центр венчурных инвестиций планирует создать на территории РФ еще 15 START­Парков. На создание START­Парка в Череповце ушло в совокупности менее 10 млн рублей, но уже в 2015 году планируемое количество инновационных предприятий — 20, а объем производимой ими продукции — более 1 млрд рублей.
— До июня, конечно, основная работа в технопарке будет вестись нашим институтом. Но после этого мы рассчитываем, что к нам подключатся другие вузы и мы сможем вести совместную работу по инновациям во всех сферах науки, — объяснял Леонид Малыгин.
Пока ученые открывают технопарки, молодежь стремится в более простой малый бизнес — вчера в Агентстве городского развития со­брались участники конкурса «Молодежь — в бизнес!».
— Наша цель — не только научить молодежь создавать собственные проекты, но и показать, что сами ребята готовы работать и придумывать новые услуги для города и области, — выступала перед конкурсантами Анна Евпак, заведующая сектором по работе с деть­ми и молодежью мэрии.
В течение месяца ребята будут создавать свои бизнес­проекты, учиться презентовать их, проходить тренинги и консультации. Идеи совершенно различны, состояние проектов тоже: у некоторых участников это еще не оформившаяся мысль, а у кого­то — уже готовый к старту бизнес.
— Мой проект — это развитие сети публичных библиотек, популяризация их среди населения, — объясняет Анастасия Иващенко, студентка. — Мы планируем исследовать общественное мнение и выяснить, какие новшества, удобные читателю, можно привнести в библиотеки. Это необходимо делать, культуру города необходимо развивать.
Проект Анастасии еще не разработан, пока это просто конкурсная задумка. А вот у другого конкурсанта, Артема Кузина, «в кармане» уже готовый бизнес­план по созданию управляющей компании:
— Конкуренция на рынке очень жесткая, компаний много. Мы хотим предложить людям современное обслуживание — например, можно технически оптимизировать работу дворников, чтобы их труд стал качественнее и продуктивнее с помощью иностранной техники. Также есть наработки по экономии общедомовых расходов. Например, бывает так, что во всем доме стоят счетчики, а сумма оплаты водоснабжения все равно больше рассчитанной. Почему? Это происходит из­за утечек и других неполадок в доме. Так вот, работа управляющей компании и заключается в том, чтобы устранять такие неполадки, экономя деньги жильцов.
Конкурс будет проходить до 27 мая — именно тогда, в День российского предпринимателя, будут объявлены имена победителей. Денежной премии за победу не предусмотрено, зато есть образовательные: в течение года АГР будет поддерживать и бесплатно обучать молодого предпринимателя. Кроме того, именно конкурсанты станут основными кандидатами на поездку на молодежный форум «Селигер­2010».

Елена СРАПЯН №76(22730) 29.04.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»

Последнее в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»