28 апреля 2010 года. 09:12

Почему мы столько платим за жилье?

Единственный ресурс, за счет которого производится содержание и техническая эксплуатация жилищного фонда, являются платежи населения — ваши платежи. На средства, выделяемые из муниципального, областного и федерального бюджетов по существовавшим и действующим на сегодня программам, фондам, статьям, как показала практика, не всегда приходится рассчитывать. Ежегодные списки, формируемые по видам капитальных ремонтов управляющими компаниями (в прошлом муниципальными жилищными предприятиями), финансировались в лучшем случае на 30 %. А с учетом возникшего прошлогоднего экономического кризиса о такой поддержке вообще можно забыть. Как же быть в данной ситуации, когда на одной чаше весов наши с вами благоприятные и безопасные условия проживания и пользования собственностью, на другой чаше — средства, необходимые для создания этих условий.
Представленная динамика повышения тарифов за ЖКУ показывает, как за последнее десятилетие происходило формирование тарифной политики по ресурсоснабжающим организациям и жилищным предприятиям города.
Для наглядности рассмотрим структуру платежей за жилищно­коммунальные услуги на примере 3­комнатной квартиры площадью 69,4 м2 с количеством зарегистрированных 3 человека.
Если в 1998 г. от всех начислений за ЖКУ плата за техническое обслуживание жилья составляла 54,22 %, то в 2010 г. эта доля уменьшилась в 2,5 раза (22,75 %). При этом обязательно надо учитывать, что капитальный ремонт жилого фонда (которым в 1998 году занимались органы местного самоуправления) осуществлялся далеко не в полном объеме. А это значит — надо наверстывать сейчас. Точнее — приходится.
Делая анализ представленного процентного соотношения, задаемся множеством вопросов:
1. Более 50 % платы за тепло в структуре платежа — это много или мало?
2. Чем должен подтверждаться экономически обоснованный и взвешенный тариф, о котором мы говорим ежегодно?
3. Не об этом ли говорило правительство страны в недавних обращениях об отдельных завышенных коммунальных услугах?
Прекрасно понимая, что развитие города невозможно без строительства новых объектов, жилых микрорайонов, подводящих инженерных коммуникаций, мы не должны забывать и о текущем содержании недвижимости.
Многоквартирный дом — это сложное инженерно­техническое сооружение, требующее постоянного мониторинга и принятия, в случае необходимости, мер по текущему, а иногда и капитальному ремонту. Жизненно важные коммуникации, тепловые, электрические и вентиляционные сети, си­стемы холодного и горячего водоснабжения, сложное инженерное оборудование и опасные грузоподъемные механизмы требуют ежедневного комплекса необходимых технических мероприятий для обеспечения нас с вами бесперебойными и качест­венными коммунальными услугами.
Качество предоставления таких услуг в основном зависит не только от денег, идущих на техническое содержание дома, но и от профессио­нальной подготовки и опыта обслуживающего персонала.
Представленная далее диаграмма расходов по техническому обслуживанию жилого фонда в 2009 году показывает, что из тарифа только 59,52 % идет непо­средственно на содержание жилья, остальные 40,48 % уходят во вспомогательные организации.
Ответственные за городское хозяйство чиновники занимаются укреплением производственного и технического потенциала ресурсо­снабжающих предприятий — и это правильно. Но при этом они, к сожалению, забывают о необходимости создания благоприятных условий для текущего содержания жилья.
Еще в 2005 году аудитор­ские организации, занимаясь проверкой хозяй­ственно­экономической деятельности муниципальных жилищных предприятий (и анализом финансовой по­требности на содержание и ремонт жилого фонда, естественно), выявили ряд серьезных нарушений:
— занижение ставки рабочего разряда, установленной органами местного самоуправления, по сравнению с требованиями общероссий­ского тарификационного справочника;
— существенное занижение объема средств, запрошенных жилищными предприятиями на приобретение, использование материалов и оборудования, на техниче­ское содержание и обслуживание жилого фонда;
— ежегодное недофинансирование по статьям текущего и капитального ремонтов (в отличие от программ, утвержденных на предприятиях).
В акте по результатам аудиторской проверки заключение экспертов такое:
• экономический анализ расчета финансовой потребности на содержание и ремонт жилого фонда не может рассматриваться как экономически обоснованный, т. к. :
— ведет к невыполнению установленного перечня работ по содержанию и ремонту жилищного фонда;
— ухудшает состояние обслуживаемого жилого фонда, увеличивает рост количества аварийных ситуаций;
— нарушает договорные отношения с собственниками по оказанию услуг в виде снижения их качества;
— разрушает производ­­ственно­технологический потенциал предприятия;
— срывает графики плановых работ по содержанию и текущему ремонту.
Следствием данной политики в конечном итоге является ухудшение квалификационного состава кадров предприятия, их высокая текучесть и, в результате, снижение качества предоставленных услуг и работ на жилом фонде.
В 2005 году, с выходом нового жилищного законодательства, изменение тарифа на техническое содержание и обслуживание жилья передано нам с вами — соб­ственникам многоквартирных домов. И может быть, это к лучшему. Прекрасно понимая, что благополучие нашей жизни напрямую зависит от состояния жилого дома, в котором мы живем; подъезда, придомовой территории, круглосуточной доступности коммунальных услуг и комфортных условий проживания в квартире вне зависимости от времени года, мы сами будем заказывать необходимый объем предоставляемых работ за ту цену, которую сочтем разумной.
Что же касается тарифной политики по ресурсоснабжающим организациям… очень хочется верить, что ответ­ственные за это чиновники будут стремиться к согласованности своих действий и эффективности вложения каждого рубля в единую си­стему всего жилищно­коммунального хозяйства… а не в отдельную ее отрасль.

. №75(22729) 28.04.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.