23 апреля 2010 года. 16:35

Севастополь остался с Россией

Город-­герой будет базой Черноморского флота как минимум до 2042 года В минувшую среду в Харькове президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали соглашения по Черноморскому флоту и газу. Стороны договорились о следующем: Россия получает в аренду базу в Севастополе еще на 25 лет (до сих пор договор существует лишь до 2017 года) с возможностью продления договора на пятилетние сроки. В обмен на это Украина получает 30­процентную скидку на газ в том случае, если цена тысячи кубометров будет менее 300 долларов, или скидку в 100 долларов за каждую тысячу кубов в случае, если цена будет выше 300 долларов.
Основная же суть соглашений заключается в следующем: газ для Украины будет дешевым до тех пор, пока российский флот остается в Севастополе. В случае отказа Киева продлить аренду военно­морской базы цена на газ неминуемо взлетит: эти вещи, как выразился Дмитрий Медведев, «прямо и недвусмысленно в договоре соединены». Связь такая: увеличение арендной платы за базирование флота — это и есть та самая скидка на газ, поставляемый из России на Украину. Все просто: нет флота — нет и скидки. Таким образом, созданы условия, когда Украина будет кровно заинтересована в сохранении базы — иначе ее экономика, во многом основанная на использовании природного газа, понесет тяжелые потери. Более того, украин­скому руководству будет почти невозможно вырваться из газо­скидочной зависимости. Начинать разработки собственного сланцевого газа или резко снижать энерго­затратность украинской промышленности не имеет смысла: объемы закупаемого в России газа прописаны на много лет вперед, а за недобор топлива придется платить огромные штрафы. Это обстоятельство уже вызвало бурю возмущения среди оппозиции. Бывший спикер парламента Арсений Яценюк заявил, что продление срока аренды Черноморского флота напрямую противоречит конституции. Экс­премьер Юлия Тимошенко обвинила Виктора Януковича в «распродаже родины» и пообещала добиться отмены заключенных договоренностей в Верховной раде. Для этого Блок ее имени (БЮТ) даже инициировал внеочередное заседание парламента и призвал всех небезразличных украин­цев выступить против харьковских соглашений. А бывший руководитель администрации президента Ющенко Виктор Балога заявил, что Украина встала на путь, в конце которого — переход Крыма под суверенитет России. Депутат Рады Андрей Парубий предрек, что соглашения — это начало конца Януковича как президента. Лидер ультранационалистов Олег Тягнибок не пожалел темных красок для описания произошедшего: «Те войны, которые Москва вела с Украиной с начала независимости, закончились сдачей национального суверенитета Украины». Страна, обещает Тягнибок, «получит хаос, грабежи и войну».
Насчет войны лидер националистов, пожалуй, погорячился, но вот гражданские протесты вполне возможны: очень многие люди на Украине действительно считают подписанные соглашения невыгодными для страны. Однако, если разобраться, возможностей для маневра у Януковича и его команды не было. Украинская казна пуста, газовый контракт, заключенный в свое время Юлией Тимошенко, высасывал из страны последние соки: Украина платила едва ли не самую высокую цену за газ в Европе. Дебет и кредит в бюджете никак не хотели сходиться, а без бюджета МВФ не хотел давать остро необходимых стране кредитов. В общем, так или иначе с Россией надо было договариваться. Вот Янукович и договорился — как сумел. Ну а правительство Украины харьков­скими соглашениями довольно. Вице­премьер Сергей Тигипко даже излучает сдержанный оптимизм: у него наконец появилась возможность как­то свести бюджет и представить его Раде. От обвинений в нарушении конституции страны уже отмахнулся МИД: в конституции временное пребывание российской базы на территории страны предусмотрено, но насколько временным оно будет — не прописано. Поэтому, решили дипломаты, никаких проблем тут нет.
В общем, Украина, получив некоторое облегчение в экономическом смысле, заметно поступилась своими геостратегическими интересами, добровольно согласившись на полную газовую зависимость от России на долгие годы.
«Я предвижу очень конфликтную ситуацию в Верховной раде во время ратификации этого договора, — говорит авторитетный украинский политолог Владимир Фесенко. — У пропрезидентской коалиции, конечно, есть голоса для позитивного решения этого вопроса в стенах парламента, но для оппозиции это будет схватка не на жизнь, а на смерть. И конечно же, оппозиция пойдет на самые радикальные меры вплоть до срыва самой процедуры ратификации этого договора. Кроме того, Тимошенко может мобилизовать против этого решения часть общества. Провести заметные акции протеста. Можно сказать, что все происходящее опять поставит под вопрос ту политическую стабильность, которая установилась в стране после президентских выборов. Нас ожидает повышение градуса политической атмосферы».
Украинский бомонд поразила полная внезапность заключенного соглашения. Вплоть до среды не было никаких намеков на подготовку нового договора о статусе и условиях пребывания ЧФ России на территории Украины. Отсюда домыслы: либо он готовился в строжайшей тайне, либо его текст был написан в Москве, и украинская сторона должна была его лишь подписать. «Я понимаю Россию, — пишет Фесенко. — Куй железо, пока горячо: неизвест­но, что зав­тра будет с Януковичем, долго ли продержится новая власть и тому подобное».
В любом случае харьковские соглашения станут на Украине поводом для подозрений и обвинений. В целом для Януковича это очень выгодная сделка: не надо идти на значительные экономические жертвы, а сдача идет только по политической линии. Причем эти политические жертвы для Партии регионов не представляются очень существенными. Их избиратель спокойно воспримет подобные соглашения, потому что он лояльно настроен по отношению к России и поддержит такие договоренности. Но подобный договор легко ведет к консолидации действий оппозиции. При всех разногласиях между Ющенко, Тимошенко, Яценюком, Кириленко они объединятся в борьбе против его ратификации. А там и до новой «оранжевой смуты» рукой подать.
Российский президент Дмитрий Медведев не стал скрывать, что достигнутые в Харькове договоренности эксклюзивны и являются результатом особых межгосударственных отношений. Он подтвердил это в ходе итоговой пресс­конференции, отвечая на вопрос журналистов, получит ли аналогичную скидку на российский газ Белоруссия. Дмитрий Медведев заявил, что на это могут рассчитывать настоящие партнеры, а не те, кто только декларирует партнерство: «Одно дело — реальное партнерство, а другое — декларирование намерений. Одно дело — договариваться о том, чтобы по­серьезному работать, идти навстречу друг другу, помогать друг другу, а другое дело — принимать на по­стоянное место жительства людей, которые потеряли работу. Делайте вывод сами». Все, конечно, поняли, что работу потерял президент Киргизии Курманбек Бакиев, которого принял президент Белоруссии Александр Лукашенко, не спросившись у Кремля. Эти слова российского президента указывают на политический подтекст харьковского договора, что, в общем­то, ни для кого не являлось секретом. Определить, чего в этой сделке больше — экономики или политики, — достаточно сложно. Экономический выигрыш очевиден для обоих участников. Снижение цены на российский газ существенно ослабляет давление на бюджет Украины и сокращает издержки промышленного комплекса, ставленником представителей которого является Янукович. Не менее удачной в экономическом смысле видится и размена Севастополя. Украина в ближайшее время не намерена вступать в НАТО, и наличие на ее территории иностранных военных баз не является для нее международной проблемой. С другой стороны, уход российского флота потребовал бы от Украины переоборудования оставленной базы и обеспечения работой занятых в ее обслуживании граждан. Продление срока аренды избавляет страну от всех этих расходов и гарантирует постоянный доход в виде арендных платежей.
Не меньший интерес представляют перспективы российского газового экспорта в Европу. В последнее время ситуация на мировом рынке газа резко изменилась. С появлением новейших технологий добычи сланцевого газа, распространенного едва ли не повсеместно, крупнейшие импортеры голубого топлива переходят на собственную добычу. Для России ситуация осложняется тем, что в Европе обнаружены достаточно крупные запасы сланцевого газа, который может частично заместить российские поставки. Существование подобной проблемы недавно признали в Минприроды РФ: «Не думаю, что сланцевый газ сможет составить конкуренцию природному газу по себестоимости и цене. Но он займет часть рынка. Перспектива изменения газового рынка за счет сланцевого газа существует», — заявил министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев. Недавно «сланцевая» проблема возникла в газовых отношениях между Россией и Польшей. На территории последней обнаружены значительные запасы сланцевого газа, и ряд западных компаний готовы вести его разработку. Для России это чревато потерей части польского рынка. Аналогичная ситуация в скором времени может сложиться и в россий­ско­украин­ских отношениях, если на территории соседней страны будет найден сланцевый газ. Но даже если этого не случится или его запасы окажутся незначительными, в роли альтернативного поставщика газа на Украину может выступить та же Польша или другие страны Восточной Европы. На этом фоне заключение с Киевом долгосрочных газовых соглашений представляется большой победой Москвы. Учитывая, что американцам при добыче сланцевого газа уже сейчас удается добиться себестоимости 100 — 120 долларов за тысячу кубометров, снижение мировых цен на газ не за горами. В таких условиях куда большую важность для России имеют долгосрочные контрактные отношения, чем предоставленные скидки.

Сергей БЕГЛЯК №72(22726) 23.04.2010

Источник: Газета «Речь»