15 апреля 2010 года. 10:57

Опасно для психики

Тело погибшей женщины пролежало несколько часов в оживленном дворе Воскресенье, 11 утра, солнечный весенний день. В доме на ул. Тимохина, 7, живет очень много молодых семей. Повезло им с двором: большое пространство, много лавочек, качели — в выходные здесь собираются дети и родители из окрестных домов. Но эти выходные омрачил несчастный случай: из окна пятого этажа выпала женщина, разбившись насмерть. Целый день тело пролежало под окнами; только вечером его увезли на судмедэкспертизу. Стоит ли говорить, что день был тяжелым и для родственников погибшей, и для родителей с детьми, которые насмотрелись на страшное зрелище? «Речь» попыталась разобраться в ситуации: как произошло несчастье и почему тело так долго лежало на всеобщем обозрении.
— У нас всегда были хорошие отношения с ней, мы дружили, — рассказывает соседка погибшей Ольга Холмогорова. — У них была нормальная семья, они заходили к нам… Никаких ссор, никакого шума, никаких конфликтов. Не знаю, что могло случиться — никаких предпосылок к трагедии не было.
Погибшая жила в квартире на восьмом этаже вместе с мужем и сыном, все работали. В злополучный день она отправилась к соседке на пятый этаж — посидели, немного выпили. Что конкретно случилось, мы не знаем, но закончилось все трагично: женщина выпала из окна пятого этажа на газон у входа в подъезд и разбилась насмерть.
— Она лежала минут 40, — описывает случившееся другая соседка, Екатерина. — Мы видели ее из окна. Потом подъехали скорая, милиция — они долго что­то делали, а потом уехали, накрыв тело. Рядом с ним сидел парень, наверное, ее сын, и больше никого не было. И все это время по двору бегали дети, они подходили смотреть… Так продолжалось почти целый день.
По словам жителей, по выходным двор всегда полон детей: в доме живут в основном молодые семьи. Нормально ли то, что несколько часов дети буквально заглядывали в лицо произошедшей смерти?
Сообщение об обнаружении тела поступает в первую очередь в милицию. Милиция, если сочтет нужным, вызывает следователя прокуратуры (что и было сделано в данном случае), а следователь вызывает оперативную группу — эксперты­криминалисты, судебно­медицинская экспертиза, участковый уполномоченный, сотрудник угрозыска, при необходимости привлекаются другие специалисты. Производится осмотр места происшествия, после чего тело доставляется судмедэкспертам.
— Временных рамок нам никто не устанавливает, — объясняет Владислав Крашкин, начальник следственного комитета по Череповцу. — На данный момент мы рассматриваем это дело как несчастный случай.
У ритуальной службы существует максимальный норматив по времени: в течение двух часов тело должны забрать с места происшествия; но у этого норматива есть «отягчающие обстоятельства» — вывоз осуществляется в порядке очередности.
— К нам вызов поступил в 14.20. На тот момент нами уже были получены три других вызова. В итоге тело было доставлено в морг, а бригада вернулась в 17.10, — комментирует директор МУП «Специализированная ритуальная служба» Надежда Рыбина. — Мы практически уложились. Приоритетов — какие тела надо забирать в первую очередь — у нас на данный момент нет.
Итак, никакие нормы не нарушены, но факт остается фактом: тело пролежало целый день без присмотра сотрудников правоохранительных органов.
— Действительно, сотрудники органов не обязаны присутствовать рядом с телом, если вызвана ритуальная служба, а дело квалифицировано как неуголовное, — объясняет адвокат центральной коллегии адвокатов Василий Носов. — Они должны выписать направление по итогам проверки, которое передается родственнику погибшей. И уже родственник обязан ждать вывоза тела.
Вряд ли сын погибшей, находясь в стрессовом состоянии, был способен отгонять детей и прохожих от тела матери. Можно ли как­то избежать подобных ситуаций в дальнейшем? Этот вопрос мы задали Виктору Токареву, заместителю начальника департамента ЖКХ.
— Нормативы для ритуальной службы мы устанавливали, исходя из многолетнего опыта и реальных возможностей. Поэтому уменьшать сроки вывоза тела нецелесообразно — все равно одна бригада не успеет выполнить столько работы. Да и не сможем мы этого сделать, пока не истечет срок уже подписанного с фирмой контракта. Но вот приоритеты очередности расставить можно и нужно. Действительно, есть различные жизненные ситуации. Если тело будет лежать на дороге и мешать движению — тоже ждать очереди? Конечно, этот вопрос мы проговорим с директором службы. Но проблема в том, как определить, куда бригаде выезжать в первую очередь. И вот если мы решим этот вопрос с УВД — например, чтобы они при вызове подробнее сообщали ситуацию, — то проблема будет исчерпана.

Елена СРАПЯН №66(22720) 1504.2010

Источник: Газета «Речь»