13 апреля 2010 года. 13:35

Как обуздать железнодорожные тарифы

Как обеспечить гарантированный доступ к железнодорожным грузоперевозкам и сделать прозрачным ценообразование? Как государству сохранить рычаги, позволяющие влиять на величину тарифов? Эти и другие важные вопросы обсудили в Государственной Думе участники экспертного совета по металлургии и горнорудной промышленности, который провел председатель совета, заместитель руководителя комитета Госдумы по промышленности Георгий Шевцов. В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, представители Министерства транспорта, Федеральной службы по тарифам, ОАО «РЖД», Первой грузовой компании, топ­менеджеры всех крупнейших российских металлургических предприятий.
Тема, которую поднял в Госдуме Георгий Шевцов, — острейшая. Вот уже восемь лет идет реформа ОАО «РЖД». Ее заявленная цель — разрушить монополию этой компании на железнодорожные грузоперевозки, создать настоящую конкуренцию на этом рынке, обеспечить всем отправителям грузов равный и прозрачный доступ к перевозкам. Для этого в последние годы было создано несколько транспортных компаний, к которым на сегодня перешло почти 60 % вагонного парка, принадлежавшего РЖД. Формально — конкуренция. Однако почти все эти компании — «дочки» самого РЖД. В результате тарифы на грузоперевозки не только не снизились, а выросли — в среднем на 30 — 40 %.
— Завышенные тарифы повышают себестоимость промышленной продукции и, следовательно, разгоняют инфляцию. Страдают от этого и моногорода, такие, как Череповец. Снижаются прибыль и налоговые отчисления в региональный и местные бюджеты. Необходимо найти разумный баланс интересов железнодорожников и промышленников, — убежден Георгий Шевцов.
Представители РЖД рассказывали на экспертном совете о том, что реформа компании идет исключительно успешно. Металлурги и другие промышленники с цифрами в руках доказывали, что это, мягко говоря, не совсем так. По словам начальника управления транспорта ОАО «Магнитогор­ский металлургический комбинат» Михаила Щербинина, который выступал на заседании от имени консорциума «Русская сталь», ситуация, складывающаяся в сфере реформирования железнодорожного транспорта, «влечет за собой угрозу национальной экономике». В частности, металлурги опасаются, что «текущая политика РЖД, которая исключает передачу в частную собственность магистральных локомотивов, неминуемо приведет к удушению конкуренции в сфере грузовых перевозок».
Пожаловался Щербинин и на непомерно выросшие тарифы, которые делают перевозку грузов на дальние расстояния нерентабельной, предложив ввести предельный тариф с дисконтом 10 — 15 %. Кроме того, металлурги выразили пожелание сделать всю информацию о грузоперевозках и имеющемся свободном парке полувагонов открытой посред­ством создания специализированной информационной площадки.
Общее мнение промышленников: необходимо выполнить до конца указания российского правительства и лично Владимира Путина о полной приватизации транспортных компаний и выводе их из­под контроля руководства РЖД. При этом государство должно оставить в своих руках законодательные рычаги, позволяющие влиять на тарифы на грузоперевозки. А сами тарифы должны быть максимально прозрачными.

Сергей Комлев №64(22718) 13.04.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.