9 апреля 2010 года. 10:44

Кому мешают череповецкие ларечники?

Как сохранить малый бизнес и не испортить облик города На вопрос, кому в Череповце мешают ларечники, ответить нетрудно. Если рядом с вашим домом появится ночная точка по торговле спиртным — покоя не жди. Павильон быстро превратится в злачное место: его облюбуют бомжи и пьяницы, появятся грязь, мусор и головная боль, связанная с нарушением общественного спокойствия. Жалуются горожане и на палатки, которые облепили автобусные остановки или магазины, которые «захватили» первые этажи многоквартирных домов. Как результат — «убитые» дворы, подъехать к таким точкам можно разве что по газону или тротуару. Кому понравится такой «порядок»? Но есть десятки примеров тому, как те же ларечники кормят не только себя и свои семьи, но и горожан: их павильоны в шаговой доступности, цены на продукты «не наглеют», наоборот — помогают сэкономить семейный бюджет. Срезать и без того тонкий слой «палаточного бизнеса» (в Череповце — 308 павильонов и киосков, в Вологде — 1000) недолго. Возымеет ли это должный эффект? Свое мнение высказывают…
Вячеслав СЕДЕЛЬНИКОВ, генеральный директор ЗАО «Компания «Аминвест»:
— Давайте рассуждать. Одно из направлений городского антикризисного плана — поддержка малого и среднего бизнеса. Об этом говорят много, охотно, на всех уровнях власти. Для примера: здравая мысль — государство и местные власти заявляют, что готовы всячески поддержать малый бизнес в сфере производства и инноваций. Стратегически верно. Но зачем «бороться» с торговлей? Да еще и в период кризиса. Что я имею в виду? «Палаточный городок» в Череповце появился не вдруг и не за один день. И как гром среди ясного неба прозвучали итоговые цифры инвентаризации объектов малого бизнеса: примерно 30 % из них, если я не ошибаюсь, «посажены» на инженерно­коммунальные сети, 61 % — в «красных линиях». Множество объектов не соответствуют требованиям санитарных норм и правил и портят архитектурный облик города. Резонно спросить: как же так получилось, что все бизнесмены, открывшие такие павильоны и торговые точки, имеют на руках полный пакет документов от чиновников — все согласования, все разрешения? И кто будет отвечать за ошибки в «градостроительстве»? Опять предприниматели. Но это несправедливо. Справедливее будет, если власти потребуют документы на стол и выяснят фамилию конкретного чиновника, который подписал эти документы. Выявят и заставят его заплатить этому самому пострадавшему бизнесмену. О чем вчера говорил президент Дмитрий Медведев? Штрафовать не исполняющих свои обязанности чиновников на 500 тысяч рублей. А то с них и взятки гладки. Да, порядок в городе нужен — и бизнесменам, и горожанам, и власти. Но просто взять и убрать палатки в стационарные магазины и супермаркеты — это не выход. К слову, мы опять опаздываем. На Западе давно уже отказываются от услуг крупных торговых центров, отдавая предпочтение маленьким магазинчикам шаговой доступности.
Николай ЩЕКОТУРОВ, директор ФГУ «Центр стандартизации, метрологии и сертификации»:
— На мой взгляд, нужно убирать с улиц города палатки, павильоны и магазины на первых этажах многоквартирных домов, которые не являют собой образец цивилизованной торговли. Я сам живу в доме, в котором разместился магазин, торгующий спиртным. Картина, я вам скажу, неприглядная. Утром на работу идешь — в подъезде, возле дома грязь, мусор, пустые бутылки из­под водки, пива, а то и бомж примостится у мусоропровода. Вечером с работы — тут как тут компания подгулявших пьяниц: спирт­ное льется рекой. Я уже не говорю о том, что к магазину нет подъездных дорог, поэтому все газоны разъезжены. Вначале продукты возили «газелью», теперь уже не стесняются грузовиками. Чего только мы с жильцами не делали: и в милицию звонили, и обращения писали. Я совсем не против развития малого и среднего бизнеса, в том числе и в сфере торговли. Но мы должны идти, как мне кажется, по цивилизованному пути. А то говорим о европейских принципах благоустройства там, где не соблюдаются элементарные правила санитарии и гигиены. Нет, я целиком и полностью разделяю точку зрения, что именно увеличение числа предприятий малого бизнеса способно обеспечить экономический рост в посткризисный период. Но центр тяжести нужно смещать в сторону производственного сектора. А из малого бизнеса сферы торговли оставлять только те объекты, что строго следуют санитарным правилам, нормам благоустройства, градостроительства. Иначе откатимся в развитии лет на двадцать назад.
Игорь МЯСНИКОВ, начальник череповецкого территориального отдела Роспотребнадзора:
— Мы не можем «кошмарить» бизнес и не «кошмарим». Но стремимся не допустить случаев нарушения законодательства, когда, например, продавец помыла пол в палатке, вытерла руки о подол и тут же стала резать сыр или мясо для покупателей. Подобная антисанитария может спровоцировать заболевания населения. Что скрывать, в городе достаточно много таких торговых павильончиков. Однако мы можем выйти с проверкой на объект только в том случае, если поступила жалоба от гражданина, причем обоснованная: человек отравился, вызвал скорую или обратился за помощью к врачам. Кроме того, наши действия должны быть согласованными с прокуратурой. Безусловно, в свете по­следних законодательных актов, направленных на «раскрепощение» бизнеса, контроль за мелким бизнесом, особенно в торговле, снижен в разы. Лично я не покупаю продукты питания в палатках и павильонах. Как правило, в них недостаточно холодильного оборудования, а потому мясо, сыр, рыба — все вместе на полках сложено. Это раньше ассортимент был под жестким контролем. Допустим, палатка торговала пивом, чипсами, соленой рыбой. Сейчас ассортимент никто не контролирует, торгуй всем подряд. Лучше, на мой взгляд, приобретать товары в проверенных магазинах. Как горожанин я считаю, что мелкие продуктовые палатки нужно убирать. Можно оставить киоски с печатной продукцией или что­нибудь подобное. Все остальное, прежде всего продовольствие, должно реализоваться в нормальных цивилизованных условиях. Да, почему бы не убрать с глаз подальше ларьки, торгующие спиртным? А то у нас получается, что именно они в первую очередь подпадают под статус «шаговой доступности», причем круглосуточной доступности. И кому это выгодно?

Татьяна Ковачева №62(22716) 09.04.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.