7 апреля 2010 года. 08:56

Малый бизнес как задел большой экономики

«Принципиальные, не рабочие, возражения есть? — обратился мэр Олег Кувшинников к залу. — Нет. Тогда мы в одной упряжке. Рабочие встречи с малым бизнесом, где мы подробно обсудим каждую проблему, я лично буду проводить раз в месяц, понадобится — раз в неделю». Таким был результат двухчасовой встречи власти и бизнеса в минувший понедельник на заседании Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Череповце («Речь» коротко рассказала об основных моментах встречи во вчерашнем номере). И хотя вывод подтвердил главное, ради чего собрались участники совета: ничто в жизни не ценится так, как стабильность, — диалог получился напряженным. Предыдущая встреча власти и бизнеса на Координационном совете прошла год назад. Чувствовался дефицит общения. Малый бизнес пришел на встречу с конкретными проблемами и предложениями. Власть продемонстрировала готовность к диалогу.
Ситуацию прояснил зам. мэра Сергей Ананенко. «Палаточный городок» Череповца подвергли тщательной инвентаризации. Семь месяцев (вместо запланированных двух) трудилась комиссия, в составе которой были представители управлений архитектуры, экономики и торговли, УКСиР, КУИ, предприниматели, общественность. Результаты неутешительны. Как подчеркнул Ананенко, 61 % объектов малого бизнеса оказались в «красных линиях» — где строить нельзя. Например: постройки сжали Северное шоссе до двух полос. Как теперь там прокладывать магистраль?
— На 1 января 2010 года в городе зарегистрировано 308 павильонов и киосков (на 1 января 2007 года их было 335), — говорит Сергей Ананенко. — 101 из 308 объектов (почти треть) «посажены» либо на инженерных сетях (тепло­, водо­, электро­, газоснабжения), либо в охранной зоне сетей, либо с нарушением противопожарной безопасности (близко к жилым домам).
Еще одна проблема — неприглядного вида «ночные пивнушки» с окошком­амбразурой, где продавцу ни руки вымыть, ни в туалет сходить. Плюс мусор, грязь внутри павильона и вокруг него. Отсюда и жалобы жителей. И что делать с таким «хозяйством»?
Интересное решение предложил главный архитектор города Александр АВСЕЙКОВ.
— Комиссией по инвентаризации объектов мелкорозничной сети был проделан огромный труд. Честно признаться, мы не ожидали такого количества нарушений. Причины объективны: многие объекты строились в 90­е годы, в новых социально­экономических условиях, в результате на сети были «посажены» не только павильоны, но и АЗС, автомойки, автостоянки, — говорит Александр Авсейков. — Ведь строились объекты как временные… Что делать? Нормативы и требования законодательства нарушать нельзя. Мы провели несколько «мозговых атак», не спали ночами и после четырех­пяти месяцев работы нашли модель решения.
Идея получилась оригинальной: если мелкорозничная сеть не вписывается в городскую среду, тогда городскую среду нужно изменить с учетом уже дей­ствующих павильонов, киосков. Александр Авсейков на слайдах показал, как примерно можно убрать противоречия и создать архитектурную гармонию на улице Бардина — одной из самых старых улиц города. Должное впечатление визуальный ряд произвел.
Но малый бизнес волнует не только внешний вид. Городские и областные власти прилагают максимум усилий для поддержки малого бизнеса.
— В 2009 году существенно увеличено финансирование поддержки малого и среднего бизнеса, — говорит мэр Олег КУВШИННИКОВ. — Только за один 2009 год на базе Агентства городского развития прошли обучение более 1000 начинающих предпринимателей. Формы поддержки различны: гранты (300 тыс. рублей), субсидирование процентной ставки по кредитам, Гарантийный фонд (гарантии областного правительства на сумму до 500 тыс. рублей), налоговые преференции и т. д. В результате предпринятых нами мер мы недополучили 100 млн рублей, областной бюджет — более 500 млн. Мы сознательно пошли на это, понимая, что без нашей поддержки малому бизнесу будет очень тяжело в сложных экономических условиях.
Кроме того, Череповец одним из первых предоставил малому бизнесу преимуще­ственное право выкупа муниципальных помещений. На областном уровне рассрочка выкупа продлена с 5 до 7 лет. Власти города и области пошли на налоговые послабления, снижение арендной платы, отложили сроки демонтажа временных объектов торговли; не стали предъявлять жестких требований к тем, что не отвечают требованиям по внешнему виду города; разрешили открывать летние кафе не на один год, а сразу на три и многое другое.
Что касается перспектив, то к 2020 году (речь идет о реализации комплексного плана развития) Череповец планирует снизить долю влияния градообразующих предприятий с 72 % до 55 %. Увеличить долю малых предприятий и производств до 20 % (практически вдвое). «Больше не удастся, мы все­таки традиционно промышленный город», — подчеркнул мэр. К 2020 году планируется создать дополнительно 25 тысяч рабочих мест и снизить уровень безработицы до 1 %. Более 10 проектов по строительству малых и средних предприятий, производств в городе уже заявлены инвесторами. Интерес к Череповцу большой.
Насколько эффективны эти и другие меры? Слово предпринимателям.
Олег БАРИНСКИЙ, председатель Союза предприятий и предпринимателей потребительского рынка Вологодской области в сфере торговли и услуг:
— Понятно стремление предпринимателей доказать свою правоту и право на существование. Понятна правота власти — регулировать происходящие в экономике процессы. Наша общая задача — сохранить бизнес, видеть его перспективы. Работу комиссии, о которой говорил Александр Авсейков, думаю, нужно не только продолжить, но и конкретизировать: составить план, обозначить сроки выполнения. Нужно максимально привлечь средства предпринимателей, инвесторов, и тогда лет через пять наш город станет с градостроительной точки зрения и интересней, и красивей. Но сегодня законодательство, к сожалению, несовершенно и нередко содержит взаимоисключающие положения. Поэтому одним махом всех проблем не решить.
Сергей ПАНОВ, председатель НП «Союзбытсервис», председатель череповецкого отделения общественной организации «Опора России»:
— Главная проблема сегодня — бизнес «проседает»: по торговле, по бытовым услугам. Неплатежи растут как снежный ком. Одна из причин — низкая покупательная способность горожан. В четвертом квартале 2009 года малый бизнес сработал в минус. У тех, кто воспользовался преимущественным правом выкупа муниципальных помещений (особенно в сфере бытовых услуг), нет уверенности, что они выживут. Да, Вологодская область пошла на беспрецедентные меры: 7 лет рассрочки вместо 5­ти. Но время трудное сейчас, а бремя выкупа очень тяжелое. Средний размер основного платежа для «маленьких» предпринимателей более 70 тыс. рублей в месяц — это большие деньги. Нужно удвоить период рассрочки.
Итак, вопросов, которые еще предстоит решить в рамках диалога с властью, очень много. Решать их будут за столом переговоров.
Однако не все череповецкие предприниматели захотели решать проблемы бизнеса путем переговоров с властями, часть предпочла ультимативную форму: вчера в Череповце на пл. Металлургов прошел митинг. Для Череповца ситуация, когда с протестами выходит далеко не обездоленная часть населения, — прецедент. Раньше подобные формы протеста выбирали пенсионеры и коммунисты.

Татьяна Ковачева №60(22714) 07.04.2010

Источник: Газета «Речь»