7 апреля 2010 года. 08:56

Колесница Поднебесной

Ford продал Volvo китайцам. Теперь шведский премиум­бренд принадлежит шанхайской компании Geely, которая выложила за него 1,8 млрд долларов и планирует потратить на развитие своей новой марки еще 900 млн. Таким образом, после года кризиса мировой автопром превратился в барахолку. В условиях грозящего банкротства крупнейшие концерны вроде Ford и General Motors начали распродавать марки, которые они копили десятилетиями. И если Volvo китайцам пристроить удалось, то, например, Hummer канул в лету. Китайцы долго кружили вокруг американской легенды, но в последний момент сделка не получила одобрения китайских властей. Покупка Volvo, считает австрийская газета Die Presse, — это лишь часть большой стратегии. Китай больше не хочет оставаться мировой «мастерской» — он скупает марки и концерны, приобретая вместе с ними и западные ноу­хау. Хотя многие годы Поднебесная довольствовалась ролью производителя продукции массового потребления, являясь гигантским резервуаром дешевой рабочей силы (до сих пор почти 60 % экспортной продукции выпускается на фабриках, доли в которых имеют иностранные компании). «Но тот, кто производит кроссовки по пять евро, не может быть вечно доволен тем, что в Европе другие продают их за сто евро. Однако Китаю не хватает собственных технологий», — пишет Die Presse. И здесь КНР выбрала путь, по которому в свое время прошли в Японии и Южной Корее: решила скупать западные компании, а вместе с ними и их технологии. Еще в 2005 году китайское правительство составило список приоритетных иностранных инвестиций, а в 2009 году на покупку компаний было выделено 46 млрд долларов — в пять раз больше, чем в 2005 году. Причем если раньше приоритетными направлениями инвестиций были сырьевые концерны, то сейчас, например, крупнейший мировой производитель телевизоров, китайский концерн TCL, объединяет под своей крышей марки из Франции, Германии и США. Ну а во время кризиса дело дошло до автопрома. При этом с деньгами у Пекина проблем нет (валютные резервы КНР — 2,4 трлн долларов), а благодаря покупке американских госзаймов китайцам еще удается искусственно блокировать рост юаня, что также дает отличную фору перед всем остальным миром.

Сергей БЕГЛЯК №60(22714) 07.04.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.