5 апреля 2010 года. 17:19

«Ребята превзошли наши ожидания»

В череповецких школах стартовал эксперимент по этико-­религиозному обучению 1 апреля во многих школах города прошли первые уроки нового предмета под названием «Основы религиозных культур и светской этики». Ребят из четвертых классов разбили на группы «по интересам»: православие, основы мировых религиозных культур и светская этика. С этого дня основная задача педагогов в 19 регионах страны, выбранных для эксперимента, — сделать так, чтобы дети восприняли всю мораль курсов, научились применять ее в жизни и при этом не начали конфликтовать.
Родителям еще в прошлом году в рамках подготовки к введению нового предмета предложили на выбор шесть блоков: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Вологодской области из них понадобилось только три: родителям приглянулись православие, основы мировых религий и светская этика. Подготовка к внедрению предмета была проведена в крайне сжатые сроки — только в феврале из Москвы вернулись тренеры­череповчане, которым предстояло обучить педагогов новому предмету. Курсы для учителей шли всего неделю; в основном преподавать новый предмет предстояло педагогам начальных классов.
Предмет вызывал и до сих пор вызывает много споров — однако, несмотря на все накладки, его запуск состоялся. Чтобы познакомиться со школьной новинкой поближе, мы отправились в школу № 6, где в пятницу прошли первые уроки основ религиозных культур и светской этики.
В школе № 6 учатся 113 четвероклассников. Для преподавания нового предмета из них сформировали четыре примерно равные группы: две по светской этике, одна по православию и одна по основам мировых религиозных культур. Такое соотношение отображает общую по области картину — около половины родителей выбрали светскую этику.
Тема первого урока была одинаковой у всех модулей, кроме православия, и называлась она «Россия — моя Родина».
— Что такое для вас Россия? — спрашивала у ребят учительница Елена Козунина на уроке светской этики. Дети с ответами не терялись: «Это Родина, которую нужно защищать». Педагоги объясняют, что основная цель такой темы — показать детям, что все живут в одной стране, что она объединяет всех.
Кстати, опасения, что дети для такого предмета чересчур малы, не оправдались. Они уже начали изучать историю России, и картины знаменитых русских художников они угадывают быстрее меня. И дело не только в общей подкованности: эти дети прекрасно мыслят и рассуждают. Например, преподаватель Екатерина Сахарова на своем уроке основ мировых религиозных культур предложила классу распределить такие понятия, как «мудрость», «история», «национальные герои», «культура» и т. д., по схематичной модели дерева: что из этих понятий формирует корни страны, наши истоки, что — ствол, опору, суть, а что — ветви, наше внешнее, связи с другими странами. И дети отлично справились, причем сумели обосновать свой выбор.
Не подкачали ребята и на уроке православия. Поскольку он проходил в преддверии Пасхи, именно о ней создатели курса решили рассказать детям на первом уроке. И это оказалось несложно: большинство детей в группе осведомлены о Пасхе лучше некоторых взрослых.
Ребятам уроки понравились — во­первых, сказалась мультимедийность: педагоги показывали детям презентации, рисовали с ними, читали стихи. Во­вторых, школьников не сковывает боязнь ответить «не так»: ни двоек, ни пятерок не будет — предмет безоценочный.
А как себя ощущали педагоги? Ведь перед ними стояла очень сложная задача: провести первый урок, на котором необходимо следить за каждым словом, за каждой формулировкой.
— Очень сложно, потому что мы все во что­то верим. Но в течение урока у меня получилось переселить себя, — рассказывает Ирина Коломиец после своего первого урока по основам православной культуры. — Я старалась рассказать, что есть и верующие, и неверующие люди. Говоря о Пасхе, мы больше останавливались не на православном празднике, а на культурных традициях.
Остальным педагогам было немного проще: вводный урок не затрагивал «тонких» вопросов.
— Цель у нас все равно одна: научить детей дружить друг с другом и в одной стране жить толерантно. И единый урок — он символичен, — объясняет преподаватель светской этики Светлана Виноградова. — К первому уроку мы сами подошли с большим подъемом, и ребята очень хорошо откликнулись, прекрасно шли на контакт — они превзошли наши ожидания.

Елена СРАПЯН №58(22712) 03.04.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»

Последнее в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»