2 апреля 2010 года. 17:18
Черный понедельник
Два страшных взрыва прогремели ранним утром 29 марта в Москве на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры». Так спустя шесть лет (последние взрывы в московском метро случились в 2004 году) в столицу России вернулся «большой террор». Следы которого, судя по всему, опять ведут на Северный Кавказ. Это не первая террористическая атака в столичной подземке. Однако взрывы в центре Москвы (а один инцидент, на станции «Лубянка», произошел в непосредственной близости от Кремля, администрации президента и ФСБ) — первый масштабный теракт после отмены режима «контртеррористической операции» в Чечне (апрель прошлого года), многочисленных заявлений о стабилизации обстановки на Северном Кавказе и серии успешных «точечных ликвидаций» лидеров исламистского подполья.
29 марта были обнаружены и обезврежены еще две бомбы — мишенями террористов едва не стали станции «Беговая» и «Комсомольская». Весь день 30 марта в московскую милицию поступали сообщения о заложенных бомбах. Эвакуированы были люди, находившиеся в храме Христа Спасителя, а также в МГТУ имени Баумана. У станции метро «Савеловская» был обнаружен довольно убедительный муляж взрывного устройства.
Что же касается погибших, то, по последним данным, жертвами теракта стали 39 человек — все жертвы непосредственно взрывов (к счастью, в возникшей в метро давке никто не погиб). Этот скорбный список еще может увеличиться: в больницах города находятся более 70 пострадавших, многие из которых — в критическом состоянии. То, что жертв оказалось так много, объясняется тем, что террористы использовали поражающие элементы, куски арматуры и болты, а не мощностью бомб — она была сравнительно небольшой (обе бомбы, в которых использовался гексаген, оцениваются в 1 — 1,5 кг в тротиловом эквиваленте). Взорвали их террористкисмертницы.
Основная и единственная версия произошедшего появилась буквально сразу. Ее озвучил директор ФСБ РФ Александр Бортников на экстренном совещании у президента РФ Дмитрия Медведева, состоявшемся уже 29 марта: «…эти теракты совершили террористические группы, имеющие отношение к СевероКавказскому региону. Будем считать это основной версией, так как найдены тела двух террористоксмертниц, имевших отношение к местам проживания на Северном Кавказе». Оперативно были составлены фотороботы двух женщин, сопровождавших шахидок, и их сообщника, мужчины примерно 30 лет. Кроме того, стало известно, как выглядели сами «живые бомбы» и, по некоторой информации, установлена фамилия одной из них.
В СМИ также озвучивалось предположение, что теракты в московском метро стали местью за уничтожение известных лидеров бандформирований — Саида Бурятского (он же Александр Тихомиров), Анзора Астемирова, Саламбека Ахмадова, Абу Халеда и других. По мнению главы МИД России Сергея Лаврова, при рассмотрении версий нельзя исключать того, что теракты могли быть осуществлены при поддержке изза рубежа. «Мы все хорошо знаем, что на границе Афганистана с Пакистаном, на так называемой ничейной территории террористическое подполье весьма активно окопалось», — сказал он.
«Необходимо проявлять бдительность. Совершенно очевидно, что такого рода акты хорошо планируются, рассчитаны на массовый поражающий эффект и стремятся к тому, чтобы вызвать дестабилизацию в стране и обществе, — заявил в понедельник по горячим следам президент России Дмитрий Медведев. — Поэтому важно вести разъяснительную работу и жестко контролировать ситуацию, не нарушая при этом прав граждан». Глава государства пообещал обязательно «найти и уничтожить» всех причастных к этим страшным терактам. Срочно вернувшийся из Сибири в столицу премьер Владимир Путин высказался не менее жестко: «В данный момент организаторы и сообщники теракта «залегли на дно». Однако это уже дело чести правоохранительных органов — выковырять их с этого дна канализации на свет божий».
Теракты в московском метро вызвали беспрецедентный резонанс практически во всех странах мира. Сочувственных откликов было гораздо больше, чем в аналогичных случаях в прошлом. Мировые державы не только восприняли угрозу как собственную, но и призвали к активизации сотрудничества с Россией в борьбе с терроризмом и создании новой системы международной безопасности. Телеграммы соболезнования от лидеров ближнего и дальнего зарубежья стали поступать в российскую столицу сразу же после взрывов в московском метро. Первым откликнулся президент Украины Виктор Янукович.
Наиболее знаковой стала реакция Вашингтона. Первая телеграмма соболезнования от главы Белого дома, только что вернувшегося из Кабула, поступила в Москву, когда в США было раннее утро. «Американцы и россияне едины в своем неприятии экстремизма и чудовищных атак террористов, которые демонстрируют полное пренебрежение человеческой жизнью», — говорились в послании Барака Обамы.
Спустя несколько часов, когда в Москве был вечер, Барак Обама счел необходимым отреагировать на события в российской столице еще раз, позвонив президенту Медведеву, чтобы «лично передать соболезнования американского народа». Как говорится в официальном сообщении Белого дома, распространенном по итогам разговора двух президентов, «Барак Обама выразил готовность сотрудничать с Россией и оказать помощь в привлечении к судебной ответственности тех, кто совершил эту атаку», а также подчеркнул, что США полностью поддерживают борьбу России с терроризмом.
Большинство россиян не ждет ухудшения обстановки на Северном Кавказе, лишь 12 % опрошенных дают пессимистические прогнозы, выяснили социологи. Более половины россиян (52 %) полагают, что обстановка в северокавказских республиках — Чечне, Дагестане и Ингушетии — в течение ближайшего года останется без изменений, еще 22 % уверены, что она даже улучшится, сообщили социологи Левадацентра по итогам всероссийского опроса, проведенного 19 — 23 марта. Оценивая нынешнюю ситуацию на Северном Кавказе, каждый пятый респондент (22 %) назвал ее «благополучной, спокойной», однако значительно больше тех, кто придерживается обратной точки зрения — «критическая, взрывоопасная» (70 %). При этом 44 % опрошенных сомневаются, что создание СевероКавказского федерального округа приведет к улучшению обстановки в регионе, с ними не согласны 32 % респондентов. По вопросу о том, контролируют ли сейчас федеральные власти положение дел в Чечне, мнения россиян разделились: 48 % считают, что да, 42 % — что нет или в малой степени.
«Наша страна ведет войну. Ведет уже полтора десятка лет и будет вести еще не одно десятилетие. До тех самых пор будет вести, пока наше государство не усилится настолько, чтобы начать всерьез вырывать не только вершки, то есть исполнителей, но и корешки — заказчиков. Пока связка «дал денег на теракт в России — умер страшной смертью» не впечатается в сознание что саудовских шейхов, что вашингтонских цеэрушников со страшной силой, — пишет в «Русском обозревателе» известный публицист Егор Холмогоров. — Так вот, давайте признаем честно: наше государство не настолько сильно, чтобы обеспечить нам стопроцентную защиту от терроризма. Мало того, ни одно государство в мире сейчас, включая американское, британское, французское, не настолько сильно, чтобы обеспечить гражданам такую защиту. Если есть те, кто объявил нам и государству войну, то есть и отличная от нуля вероятность, что они смогут чтото взорвать и когото убить. Мы можем снизить эту угрозу, но полностью исключить эту опасность мы не можем».
Почему теракты произошли именно здесь и именно сейчас? Те, кто внимательно следит за новостями с Северного Кавказа, знают, что в последние месяцы ведущих террористов там уничтожают как бешеных собак. Вот почему лидерам террористического подполья нужно чтото понастоящему громкое, понастоящему захватывающее воображение, — теракты в московском метро, блокирование центра Москвы, растерянные сотни тысяч людей, транспортный паралич города, — это им нужно для того, чтобы доказать, что они еще чтото могут. Каким должен быть адекватный ответ на террор со стороны общества? Прежде всего — максимально обессмыслить эти террористические атаки. Они производятся не для того, чтобы просто убить несколько десятков людей, а ради того, чтобы посеять в нас панику и недоверие. Нужно сохранять спокойствие, передавать и тиражировать только проверенную информацию, помогать друг другу. Солидарность общества — вот что нам сейчас больше всего нужно. Не нелепое «еще теснее сплотимся вокруг…», а именно самая обычная солидарность с теми, у кого погибли и ранены близкие, с теми, кто оказался в трудной ситуации и нуждается в нашей помощи. Сергей Комлев
[11]
Русскому человеку сколько ни разреши — все мало №57(22711) 02.04.2010
Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове
5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»→
Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове
5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»→