2 апреля 2010 года. 17:18

Учебная тревога ударила по детской психике

Из­-за частых пожарных эвакуаций в детском саду у ребенка развилась фобия Активность противопожарных мер в Череповце не спадает: учебные тревоги стали частью повседневной жизни многих учреждений нашего города. Это касается и объектов образования — даже в детских садах «тестовую» эвакуацию обязаны проводить минимум четыре раза в год. Но беспокоясь о сохранности жизни детей, порой упускают из виду психологический аспект: в редакцию «Речи» обратилась череповчанка Валентина Медведева, внук которой из­за учебных тревог стал бояться ходить в садик. 4­летний Владик постоянно пугается громких звуков, похожих на сирену, мучается от ночных кошмаров, а взрослые ответственные люди разводят руками: даже три учебные эвакуации за месяц не противоречат нормативам.
Валентина Михайловна сама много лет проработала в детсаду № 26, куда сейчас ходит ее внук. Но теперь встал вопрос о переводе Владика в другой садик — отказываться от частого проведения учебных тревог учреждение не собирается. За последние месяц­полтора детей эвакуировали уже три раза, рассказывает Валентина Михайловна:
— В садике стали часто проводить учения, в том числе незапланированные — не предупреждая даже воспитателей. И ребенок сильно пугается. Он с полутора лет пошел в садик, я его подготовила, воспитатели хвалили — мальчик никогда не плакал, а сейчас он идет в садик исключительно со слезами.
Сад № 26 — необычный: это садик компенсирующего типа, там находятся дети с нарушениями сердечно­сосудистой деятельности.
— Насколько я знаю, дети не должны знать об этой тревоге, слышать пугающие сигналы, — недоумевает Валентина Михайловна. — Все должно проводиться в игровой форме, а там на все здание воет сирена и очень громкое оповещение: «Срочно покиньте помещение, пожарная опасность!» У внука с рождения асфиксия от испуга. Мы долго лечились, невропатолог уже собирался снимать нас с учета, а сейчас все началось снова. У мальчика появились фобии. Например, если они с мамой едут в автобусе и мальчик слышит громкие звуки, он начинает кричать: «Мама, надо выходить из автобуса, пожар, наши вещи сгорят!» Разве так должно быть?
Оказалось, что нормативных документов, устанавливающих допустимое количество учебных тревог в подобных учреждениях, нет. Зато есть директива от областного департамента образования: противопожарные тревоги должны проводиться не меньше четырех раз в год. Эта директива существует уже почти 10 лет. Об этом нам рассказал Андрей Расторгуев, ведущий специалист по пожарной безопасности Центра по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
— Кроме областной инициативы есть и федеральная — по закону РФ о нормах пожарной безопасности проводить в местах массового пребывания граждан подобные тренировки требуется не менее двух раз в год, — рассказывает Андрей Владиславович. — Максимальной цифры нет. Но есть нюансы: в статье № 102 норм пожарной безопасности сказано, что в лечебных, дошкольных, детских учреждениях, а также в спальных корпусах школ­интернатов оповещаться должен только обслуживающий персонал.
Это не значит, что дети не должны участвовать в учениях, объяснил Андрей Расторгуев. Конечно, покидать здание в случае учебной тревоги им также необходимо — как и при настоящем пожаре. Но и ведущий специалист по пожарной безопасности отметил психологический момент проведения таких эвакуаций: для детей все должно проходить в игровой форме.
— О ситуации в детском саду № 26 мы осведомлены. Корень возникшей проблемы найти несложно — оказалось, что там очень громкий звук сигнализаций. Все, что требуется от сотрудников сада, — уменьшить ее громкость, — считает Андрей Владиславович. — Кроме того, заведующая садиком может предупреждать родителей ребенка об учениях, чтобы те в этот день не приводили его в садик, это тоже поможет в данной ситуации.
Да, проблему в данном случае решить можно. Но не возникнет ли она в других садиках, у других детей? И насколько вообще нормально для детей подобного возраста проведение таких мероприятий, как это отразится на их психике? Начальник отдела дошкольного образования Ирина Любимова считает, что случай с Владиком можно назвать единичным:
— Ни одного подобного обращения у нас никогда не было. На проверках дошкольные учреждения всегда показывают лучшие результаты — дети эвакуируются быстрее, чем некоторые взрослые. Обычно для них это интересно, они с удовольствием выбегают на улицу, очень радуются, когда приезжают пожарные машины. И дело не только в этом: такие эвакуации — прежде всего безопасность нахождения ребенка в детском саду. И то, что садик № 26 компенсиру­ющего вида, никак не влияет на ситуацию: больные дети тоже должны уметь быстро покинуть помещение.
Конечно, в этих словах есть логика. Однако у профессионального психолога иное мнение.
— Дети все разные, у каждого разный темперамент и характер, — объясняет возможные риски психолог программы «Дорога к дому» Анастасия Шемякина. — Кто­то может быстро воспринять и выбежать — а я предполагаю, что их очень торопят, — а для кого­то это действительно стресс. И когда их внезапно вызывают и торопят, пугая, что сейчас все сгорит, это большое моральное потрясение. После этого им запомнятся только эмоции: чувство страха, чувство обиды — в случае, если еще поругали за то, что не успел. И даже став взрослым, человек, услышав эти звуки, будет пугаться и вести себя неадекватно. Это может оставить долговременный дистресс. Детям должно быть интересно, но не страшно. Такие учения можно проводить исключительно в форме игры. К тому же у детей в таком возрасте нет обучающего момента, они направлены только на общение: на межличностное, на общение с воспитателями. Дети все равно не запомнят последовательность дей­ствий — если случится пожар, самостоятельно они не повторят того, что делали на учениях.

Елена СРАПЯН №57(22711) 02.04.2010

Источник: Газета «Речь»