31 марта 2010 года. 11:04

Как учить правде о войне?

Чтобы преподавать историю Великой Отечественной, надо определиться с подходом Такой вывод был сделан вчера на круглом столе в ЧГУ. Помимо педагогов школ, преподавателей университета и студентов, в обсуждении участвовали и. о. ректора ЧГУ Дмитрий Афанасьев и архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Инициатором встречи выступил депутат Государ­ственной думы Георгий Шевцов: «У нас появилась проблема. И заключается она в том, что растет целое поколение, не знающее правды о Великой Отечественной войне. Нам необходимо выработать стратегию для наших школ и университетов».
Определиться с концепцией преподавания истории Великой Отечественной войны нашим педагогам и преподавателям будет достаточно сложно — об этом говорят дебаты, которые идут в россий­ском педагогическом сообществе годами. Но единый подход необходим: в первую очередь он позволит снизить влияние недостоверных источников информации на школьников и студентов.
— Поколение, которое растет сейчас, слишком сильно подвержено информации и дезинформации извне, — объясняет Георгий Шевцов. — Необходимо, чтобы наша молодежь знала объективную правду о войне, знала, что войну выиграло героическое поколение советских людей. Эти люди выиграли войну несмотря на то, что весь мир ожидал нашего поражения. Правду об этом подвиге нужно помнить и передавать из поколения в поколение. Этой встречей мы хотим начать большой разговор с молодежью о нашей Победе, обсудить все двусмысленные вопросы, касающиеся истории Великой Отечественной войны.
Победой мы обязаны не столько танкам и снарядам, сколько героизму и вере наших людей, их духу, считает архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Именно духовную составляющую Победы подчеркнул в своем выступлении владыка:
— Когда началась война, митрополит Сергий первым написал обращение к советскому народу. Церковь всегда держала эту позицию: «Плохой гражданин земного отечества не может стать хорошим гражданином отечества небесного». И то, что произошло в годы Великой Отечественной войны, имеет значение не только как триумф военного искусства — здесь стоит помнить и о духовной составля­ющей нашего народа.
Основной проблемой и угрозой нашей истории сейчас является тот факт, что значение Великой Победы старательно нивелируется. Вторая мировая война подается как столкновение двух тоталитарных режимов — и это, по мнению собравшихся вчера в ЧГУ, является большой ошибкой.
— Все забывают о том, что природа гитлеровской Германии — агрессивная природа, — считает и. о. ректора ЧГУ Дмитрий Афанасьев. — И попытка уравнять два режима неверна: нельзя внутреннюю репрессивную агрессию Совет­ского Союза переводить на внешний уровень, никаких агрессивных действий мы не предпринимали.
Вместе с тем неверно было бы заявлять о полной неготовности СССР к войне. На самом деле Сталин не доверял мирному соглашению с Германией, на что указал коллегам учитель истории из школы № 11 Алексей Юмалов:
— Война для СССР была неизбежна, что отлично понимало руководство страны. К этому вело все: и агрессия со стороны Германии в отношении европейских государств, и Мюнхенский договор 1938 года, и агрессия со стороны Японии. Все понимали, что необходимо привлечь все силы, чтобы успеть подготовить страну. И одной из причин нашего поражения в первые месяцы войны стала не столько неожиданность, сколько нехватка времени. Не были подготовлены к обороне новые рубежи после присоединения Украины и Белоруссии. Не успели перевооружить армию и отдать приказ в западные округа о приведении частей в боевую готовность.
На круглом столе получили возможность поучаствовать в дискуссии не только педагоги и преподаватели — активными «спорщиками» стали студенты. Обсуждение показало, насколько сложной будет выработка единой стратегии преподавания истории войны: даже специалисты, прекрасно осведомленные о деталях войны, расходятся в оценках событий тех лет. Поэтому, подводя итоги круглого стола, Георгий Шевцов заявил о своем намерении активизировать работу над проблемой. В ближайшем будущем состоится консилиум всех череповецких преподавателей истории, от школьных учителей до профессоров университета. Именно там и будет выработана основная концепция — как именно стоит преподавать историю нашим школьникам и студентам.

Елена СРАПЯН №55(22709) 31.03.2010

Источник: Газета «Речь»