27 марта 2010 года. 10:09

Транспортный налог — в бензин?

В 2010 году Вологодская область не воспользуется правом на увеличение транспортного налога, которое недавно предоставила регионам Федерация. Об этом сообщило областное правительство. Вместе с тем чиновники выступили категорически против инициативы замены транспортного налога на сборы с продажи топлива. Напомним, проект замены транспортного налога сборами с продаж бензина внесли в Госдуму волгоградские законодатели. По логике авторов законопроекта, такая схема позволит более справедливо распределить налоговые поступления по регионам. То есть, например, проехав по маршруту Санкт­Петербург — Москва, автомобилист купит бензин на АЗС, расположенных в Санкт­Петербурге, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областях, а также в самой столице. Следовательно, косвенно внесет относительно пропорциональные взносы в бюджеты регионов, которые содержат соответствующие автодороги. Авторы законопроекта приводят и еще один экономический аргумент — низкая собираемость транспортного налога, а также высокие расходы на его администрирование. Ведь каждому частному автовладельцу налоговая инспекция должна высылать персональное уведомление, а поступления в бюджет от такого налогоплательщика иногда не превышают затрат на рассылку, контроль и так далее.
Новым налогом предлагается облагать операции по реализации налогоплательщикам горюче­смазочных материалов. Вводить его на территории того или иного субъекта Федерации должны региональные власти, они же вправе будут устанавливать ставку. В Вологодской области департамент финансов высказался категорически против новой схемы. В распространенном департаментом заявлении говорится: «При кажущейся простоте переноса налога на стоимость бензина есть ряд существенных недостатков. При этом подходе невозможно сохранить льготы для отдельных категорий владельцев, учесть их материальное положение. Расчеты показывают, что при равном пробеге в проигрыше будут льготники и владельцы дешевых машин. В выигрыше — владельцы дорогих и мощных иномарок. В проигрыше останется и область в целом, так как центральные и южные области находятся в более выгодном транзитном положении. Налог при заправке вне области будет поступать в бюджеты областей, находящихся в выгодном положении по транзиту транспорта».
В доказательство своей правоты чиновники приводят соотношение цифр поступлений транспортного налога и расходов на содержание дорог в регионе. Исходя из них получается, впрочем, что и при сегодняшней схеме транспортный налог не покрывает затрат на содержание и ремонт дорожной инфраструктуры. Однозначна лишь позиция касательно льготников: сегодня незащищенные категории населения имеют право на снижение налогового бремени. Так, пенсионеры уплачивают только 20 % налога на автомобили мощностью до 100 л. с. и 50 % на машины мощностью от 100 до 150 л. с. Полностью освобождены от уплаты транспортного налога инвалиды, ветераны боевых действий и чернобыльцы.
Однако не все представители власти считают, что замена транспортного налога на бензиновые сборы — плохой вариант. «Я давно ратую за сборы с бензина, — признается депутат Череповецкой гордумы Николай Мельников. — Это гораздо более справедливая схема, чем налог с лошадиных сил. Сейчас получается, что человек, может быть, ездит мало или вообще не ездит, а с него все равно налог дерут. По предлагаемой схеме все правильно. Более мощный автомобиль и бензина жрет больше. Кто больше ездит, тот и будет больше платить. Опасность здесь в другом. Все хорошо собираемые налоги сейчас уходят в федеральный бюджет. Раньше и транспортный налог уходил туда же. Потом посмотрели, что он плохо собирается, отдали его регионам. Затем регионы отдали его муниципалитетам. Если будут сборы с бензина, то собираемость будет почти полная, потому что нефтяные компании проконтролировать легче, чем конкретных автовладельцев. А если будет хорошая собираемость, то налог поделят федералы и регионы, а муниципалитеты, наверное, ничего не получат. При этом дороги делать нужно муниципалитетам».

Андрей Ненастьев №52(22706) 26.03.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.