27 марта 2010 года. 10:09

Скобрев приехал в Череповец, или Один день Ивана Александровича

Не прошло и месяца с закрытия ванкуверской Олимпиады, на котором конькобежец Иван Скобрев шествовал с флагом впереди сборной России, как триумфатор Игр приехал в Череповец, за который выступает восемь последних лет. В течение одного дня, который спортсмен сумел выкроить в своем плотном графике, Скобрев семь часов подряд почти без перерыва встречался с людьми, улыбался, рассказывал, признавался в любви к городу и его жителям, давал обещания, а также дарил и принимал подарки. Помимо презентов и теплого приема в Череповце конькобежец по­настоящему обрел отчество — Иваном Александровичем его называли первые лица области и Череповца. Признакам возросшего авторитета Скобрев удивлялся, но не препятствовал их проявлению. Потому что не исключает, что после завершения спортивной карьеры может связать жизнь с Череповцом, правда, не решил, в каком качестве: то ли откроет здесь гостиницу, то ли займется тренерской работой в нововыстроенном спорткомплексе. Корреспондент «Речи», выражаясь языком конькобежцев, с самого старта «поймал спину» Ивана Скобрева и сопровождал его до отбытия в Москву.
11.00. Аэропорт.
Он вышел в толпе сонных пассажиров, прибывших рейсом Москва — Череповец. Одет простенько и серенько, за плечами огромный рюкзак. Как выяснилось, набитый подарками и сувенирами. Пара автографов для стюардесс, и в путь. Первый пункт — квартира личного тренера Александра Калинина. Цель — «переодеться в цивильное».
12.30. Актовый зал ИНЖЭКОНа.
Ивана Скобрева, неспешной походкой и с будто приклеенной улыбкой входящего в «цивильном» костюме в зал, студенты приветствовали аплодисментами. Отмененные занятия и встреча со звездным гостем, некогда прятавшим толчковую и опорную ноги под те же парты, повлияли на настроение учащихся самым благоприятным образом, а потому почти часовая беседа со спортсменом проходила в режиме шуток­прибауток. Вроде того: понравился ли автомобиль, подаренный президентом, и почему на прием к первому лицу государства Скобрев в отличие от коллег пришел в пиджаке без герба на груди? Машине гость сделал комплимент, добавив, что с утра приехал на ней в аэропорт и оставил на стоянке. А по поводу пиджака не пожелал вдаваться в подробности, намекнув на проблемы с «костюмным» спонсором и признавшись, что в Кремль привез два пиджака. Впрочем, дважды во время встречи лицо Ивана Скобрева обретало серьезность. Сначала спортсмен обиделся, когда упоминание о серьезности его учебы в ИНЖЭКОНе вызвало в аудитории хихиканье. «Мало кто в этом зале может посостязаться со мной в знании тонкостей туризма и гостиничного хозяйства, которым меня учили, — резко заявил конькобежец. — Потому что я триста дней в году нахожусь в туризме и гостиничном хозяйстве и очень хочу заниматься этой темой профессионально. Кто знает, может быть, первая гостиница Скобрева откроется в Череповце». Второй раз серьез наступил после вопроса одного из студентов: кому посвятили свои победы? «Моей стране», — коротко заявил Иван, блеснув слезой. «Ваня всегда говорит от всей души. Это черта его характера», — добавил тренер Александр Калинин, заставив воспитанника потянуться за носовым платком. Встреча завершилась короткой скобрев­ской викториной с вопросами на знание конькобежного спорта, которая помогла спортсмену без обид распределить десять мягких игрушек из Ванкувера по залу. Заполненность помещения мешала вручать призы лично в руки, а потому Иван метал игрушки в направлении знатока. Мог бы безбоязненно метнуть в толпу для ознакомления и полукилограммовые ванкуверские медали, поскольку привез их в специальных мягких шерстяных мешочках.
13.40. Площадь у мэрии.
У здания мэрии Ивана Скобрева встречали глава города, живой коридор из молодых людей, размахивающих российскими флагами, и фольклорный ансамбль с подходящим репертуаром: «Порушка­Пораня, ты за что любишь Ивана?» и «Ване Скобреву слава». Втянутый в русский перепляс на лестнице перед входом в здание мэрии конькобежец выказал намерение пуститься вприсядку. Помешал протокол — по графику следовала торжественная встреча в зале, где обычно заседает городская Дума.
14.00. Мэрия.
Встреча, на которой председательствовали губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, сенатор Валерий Федоров и мэр Череповца Олег Кувшинников, началась с видеосюжета, в котором собравшимся напомнили о победах Ивана Скобрева. Выступление спортсмена было коротким, но искренним — он поблагодарил Череповец и область за многолетнюю помощь, завершив спич лозунгом, видимо, придуманным не сегодня: «Это не мои медали, это наши медали». Валерий Федоров в ответной речи рассказал, как на Олимпиаде четыре дня «грелся в лучах славы Ивана Скобрева», с гордостью заявляя повсюду о вологодском происхождении, — бронза нашего конькобежца первые несколько дней Игр оставалась единственной медалью российских атлетов. Сменивший его у микрофона губернатор поблагодарил за другое. «Спасибо вам за то, что держите слово, — обратился Вячеслав Евгеньевич к Ивану Александровичу. — Накануне Олимпиады мы разговаривали с ним по телефону, и он сказал, что золото не обещает, но медаль привезет обязательно. Вернулся с двумя. И еще одно спасибо. Вы мне оказали колоссальную услугу. Мы уделяем огромное внимание развитию физкультуры и спорта: строим объекты, бьемся за увеличение количества уроков физкультуры в школе, пропагандируем здоровый образ жизни. Но при этом отлично понимаем, что обществу, и прежде всего подрастающему поколению, необходимы кумиры и лидеры, за которыми оно пойдет. И это ответ тем, кто упрекает меня в том, что область помимо массового спорта поддерживает спорт высших достижений». Несколько слов губернатор сказал о будущем Ивана Скобрева, который и в дальнейшем будет представлять Вологодскую область. «Я подписал документ, по которому на поддержку спорта высших достижений будут выделены необходимые двадцать миллионов рублей, — сказал губернатор. — Желаю вам, Иван Александрович, чтобы своими достижениями вы добились права нести российский флаг на открытии Олимпиады в Сочи. А мы будем помогать добиваться этой чести».
После часового интервью на местном телевидении Иван Скобрев отбыл в Москву. Перед отъездом он по просьбе «Речи» подытожил впечатления от насыщенного дня. «Скажу честно, не ожидал такой встречи, — сказал он. — Больше месяца прошло после моих побед, и вроде бы они должны стереться из памяти, но этого не произошло, и меня приветствуют как героя. Трудно подобрать слова».
Интервью с Иваном Скобревым — в следующем номере «Речи».

Сергей Виноградов №52(22706) 26.03.2010

Источник: Газета «Речь»