12 марта 2010 года. 15:17

90 000 рублей на ветер

Жильцы выражают вотум недоверия управляющей компании. Но кто им компенсирует потери? Минувшей осенью департамент ЖКХ выдвинул ультиматум: акты готовности домов к отопительному сезону будут подписываться только в том случае, если в подъездах восстановят двойное остекление. Управляющие компании, выполняя условие, два месяца стучали молотками. И на оперативках в мэрии, которые еженедельно проводятся с главами жилищно­коммунальных организаций, потом бодро отчитывались: мы застеклили столько­то подъездов, потратили столько­то средств. Отчиталось и ООО «ЖЭУ­2 «Комфорт». И наверно, с такой же вселяющей оптимизм бодростью. А в подъездах одного из обслуживаемых им домов всю зиму гулял ветер, «профукивая» 90 000 рублей — деньги жильцов, потраченные на двойное остекление.
Не многие череповчане могут похвастаться тем, что имеют на руках очень важный для них и для их соседей по дому документ — годовой отчет управляющей компании о расходовании собранных с жильцов денег. Наталья Лаврова, жительница дома № 119 по пр. Победы, как раз в числе таких редких горожан. Как старшая по подъезду, она обратилась в свою управляющую компанию — ООО «ЖЭУ­2 «Комфорт» — с просьбой выдать ей отчет, и там любезно его распечатали. К слову, обязанности старшей она взяла на себя совсем недавно: хватит, мол, наелись, пора навести порядок в доме, хотя бы в своем отдельно взятом подъезде. Для того, собственно, и попросила финансовый отчет — надо же с чего­то начинать. Но теперь уже и сама не рада, что попросила: доверия к управляющей компании стало еще меньше. Вроде бы и составлена бумага по всем правилам: информация сгруппирована, изложена по пунктам, с обилием цифр, вплоть до копеек, — а вот не верится написанному!
— Взгляните хотя бы на шестую графу, «Текущий ремонт», — тычет пальцем в бумагу Наталья.
Читаю. Собрано 471 тыс. 343 руб. 22 коп. Израсходовано 428 тыс. 976 руб. 32 коп. Далее перечисляются виды выполненных работ и их стоимость. «Ремонт и покраска перегородки крыльца (второй и третий подъезды) — 5960 руб.».
— Не было этого! — загибает один палец на руке Наталья.
«Посадка цветов — 12 000 руб.».
— Не было цветов! — второй палец.
«Снос и обрезка деревьев — 64 272 руб.».
— Откуда эта сумма? — поддерживают старшую по подъезду приглашенные к нашему разговору соседки. — Сухостой как стоял, так и стоит, а то, что кустарники кое­где подрезали, неужели стоило 60 тысяч?
«Покраска малых форм — 2278,5 руб.».
— О чем это они?!
«Ремонт асфальтового по­крытия входов (второй и шестой подъезды) — 5192,96 руб.».
— Да, что­то подсыпали, но ямы тут же снова образовались.
«Придираются», — думаю про себя, а вслух спрашиваю:
— Откуда вам знать, что эти цифры неверны? Тут же не указан объем работ. Допустим, формулировка «ремонт асфальтового покрытия входов» может подразумевать, что гравием был засыпан кусок площадью 0,5 кв. м, а может, и 2 кв. м. И стоимость гравия вам тоже неизвестна…
— Вот именно — откуда нам знать? — перебивают женщины. — Кроме этой бумаги, мы ничем не располагаем.
Действительно, к такого рода отчетам, как говорят юристы, должна прилагаться так называемая первичная документация: договоры подряда, акты выполненных работ со сведениями об объемах произведенных работ, об использованных материалах, их стоимости, чеки, накладные, счета­фактуры. Чтобы собственники могли проконтролировать управляющую компанию — как заказчики работ они имеют на это полное право.
Впрочем, даже если жильцы заполучат упомянутую первичную документацию и даже если все суммы подтвердятся, доверия к управляющей компании у них от этого не прибавится. Потому что, говорят они, есть гораздо более весомый аргумент не в ее пользу, и он прямо перед глазами — стоит только пройтись по подъезду. Что мне и было предложено.
— Ну и катакомбы! — восклицаю я, глядя на облупившиеся грязные стены.
— Да не в этом даже дело, — нетерпеливо отмахивается Наталья и тянет меня вверх по лестнице. — Взгляните на окна. Оцените, как нам сделали остекление…
— О! — открыла я было рот, но продолжить фразу не смогла: настолько нелепая работа, что глазам не веришь и оттого теряешь дар речи. Без преувеличения. НОВЫЕ вторые рамы. То, что они не выкрашены, — несущественная мелочь. Они НЕ ПОДОГНАНЫ К ОКОННЫМ ПРОЕМАМ ПО РАЗМЕРУ. Между створками зияют огромные щели. А между подоконником и рамами вообще нет зазора, поэтому задвижки­шпингалеты, если бы они имелись (а их нет, равно как и ручек), были бы абсолютно бесполезны: закрыть рамы вплотную невозможно, из­за чего вертикальные щели еще больше увеличиваются. Единственное, что хоть как­то крепит конструкцию, — прибитый снизу гвоздь.
И так на каждом этаже. И в каждом подъезде, кроме одного (о нем ниже). При этом штапики, которые держат стекло, в некоторых местах уже наполовину отошли, а значит, и стеклу жить осталось недолго.
Понятно, что смысла в установке вторых рам крайне мало. Точнее, его вообще нет, если учесть состояние первых рам. Либо они зияют щелями (из­за того, что стекла по ширине не совпадают с рамами), либо стекла разбиты.
Нетрудно представить, какой мороз стоял зимой в подъездах! Между тем в том же финансовом отчете в графе «Текущий ремонт» старательно пропечатано: остекление — 51 069,2 руб., установка новых рам — 39 807,56 руб. Получается, что 90 тысяч рублей — «кровные денежки» жильцов — в буквальном смысле были пущены по ветру!
— Когда мы на собраниях спрашивали нашего генерального директора, как можно было принять такую работу, знаете, что она ответила? «Я своим работникам доверяю», — рассказывает Наталья Лаврова. — Это же все равно что заказать в ателье платье на 48­й размер, а его сошьют на 42­й!
На днях, надо отметить, в первых рамах стекла начали приводить в порядок.
У Натальи Лавровой имеется еще один важный документ, и в отношениях с управляющей компанией он самый главный — договор управления. А в приложении к договору, устанавливающем перечень работ по содержанию дома и сроки их проведения, есть следующий пункт: «Отключение, ремонт и замена радиаторов при их течи производится в течение суток при обнаружении». Похожий пункт имеется и в другом приложении, которым утвержден план работ по текущему ремонту: «Установка, замена и восстановление работо­способности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления производится в течение суток при обнаружении». Что это значит? Что в случае, если, например, в подъезде потекла батарея, управля­ющая компания обязана немедленно устранить неисправность. И что стоимость этих работ заложена в тариф на услуги по содержанию и ремонту жилья, по которому жильцы ежемесячно расплачиваются.
В подъезде Натальи такая ситуация возникла в декабре. Но управляющая компания вместо того, чтобы залатать дырку, отключила весь стояк, и всю зиму в подъезде не было отопления.
— Январь и февраль стояли очень холодные, подъезд насквозь продувало. Чтобы нагреть дом, требовалось подавать очень много тепла — в результате счета за тепло у нас были огромные, — рассуждает Наталья. — Как можно говорить о современных технологиях энергосбережения, когда простейшее не выполняется?! Знаете, что нам сказал сантехник? Что у них нет денег на бензин, чтобы разморозить батареи!
Вот с таким комфортом живут в доме № 119 по пр. Победы. Брать какие­то комментарии у управляющей компании в этой ситуации представляется даже излишним. Можно попытаться найти оправдание ее бездействию. Но какие могут быть варианты? Либо в «Комфорте» о ситуации знают, но не предпринимают меры; либо не знают и поэтому ничего не предпринимают. Второй вариант (что, впрочем, допустить невозможно, так как жители, по их словам, неоднократно поднимали эти вопросы) не лучше первого. Уважающая себя управляющая компания просто обязана знать о происходящем в каждом из доверившихся ей домов. Но если она не видит даже того, что происходит у нее «под носом»… Почему «под носом»? Потому что генеральный директор ООО «Комфорт», в группу компаний которого входит и ЖЭУ­2, проживает в этом самом доме. Правда, в подъезде, кардинально отличающемся от соседних. Отремонтированный (простенько, но чисто), с правильными оконными рамами, с целыми стеклами и теплыми батареями.
В общем, у жильцов наболело. А чего же они хотят? Во­первых, чтобы в подъездах стало тепло. Во­вторых, чтобы им сделали перерасчет за отопление и вернули деньги, которые, как считают жильцы, они переплатили по вине управляющей компании.
— Главный документ, на основании которого должны действовать жители, — договор управления, — разъясняет Ирина Анисимова, зам. начальника государственной жилищной инспекции Вологодской области. — В нем, как правило, имеется пункт, оговаривающий срок, в который управляющая компания рассматривает жалобы жителей. У кого­то он равен трем дням, у кого­то и десяти. Кроме того, имеется раздел, в котором описываются действия собственников в случае некачественного предоставления услуг. Также в приложении к договору имеется форма акта обследования объектов. Официально пригласили управляющую компанию для составления акта: ждем вас такого­то числа в такое­то время по такому­то поводу. Составили акт, оговорили сроки, в которые управляющая компания должна привести объекты в порядок. Если срок истек, но управляющая компания не предприняла никаких дей­ствий, можно обращаться к нам в инспекцию. Мы выйдем с проверкой на место. В случае, если факт подтверждается, то либо выдается предписание об устранении нарушения, либо составляется протокол об административном правонарушении и выносится штраф. За нарушение правил предоставления коммунальных услуг он составляет от 5 до 10 тысяч рублей (на юридическое лицо), за нарушение правил и норм технической эксплуатации — от 40 до 50 тысяч рублей.
Можно обратиться в Череповецкое отделение общественной организации «Общество защиты прав потребителей», юристы которого оказывают бесплатную помощь жителям.
— В данной ситуации для начала мы бы составили претензию, направили ее в управляющую компанию с требованием, чтобы она предоставила отчет по выполненным работам по остеклению и по начислению платы за отопление, — говорит ведущий специалист организации Вера Башмакова. — Потребуется документальное подтверждение тому, что недостатки имеют место. Поэтому необходимо, чтобы собственники совмест­но с представителями управляющей компании составили акт по выполненным работам. На основании этого акта потребители могут потребовать от управляющей компании либо безвозмездного устранения недостатков, либо возмещения убытков (если они захотят самостоятельно, с привлечением другой организации, переустанавливать рамы в подъездах). Не знаю, можно ли добиться перерасчета за отопление в этом случае, но неустойку взыскать можно попытаться, поскольку условия договора (в отношении ремонта батареи) были нарушены.
P.S. Вчера, когда верстался номер, нам стало известно, что управляющая компания отреагировала на письменную жалобу жителей подъезда. «На щели в рамах поставили планочки», — сообщила Наталья Лаврова.

ТАТЬЯНА ТИХОНОВА №42(22696) 12.03.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.