8 марта 2010 года. 18:04

Растислав Станя: «В Ванкувере спортсменов кормили фаст­фудом»

С вратарем хоккейной «Северстали», словаком по национальности, наш корреспондент встретился после игры череповецкой команды с магнитогорским «Металлургом». Наши хоккеисты проиграли со счетом 1:2, но, если бы не Растислав Станя, поражение могло быть втрое большим. «Я приехал сегодня в 9 утра, а через десять часов уже вышел на лед, — говорит уставший Станя. — До Череповца добирался больше суток — от Ванкувера до Словакии двадцать часов лету, да потом до Москвы долго добирался, а после на машине в Череповец всю ночь ехал». На Олимпиаде сборная Словакии завоевала четвертое место, попутно обыграв российскую команду. Перед Олимпиадой казалось, что хотя бы одна медаль с ванкуверским клеймом в Череповец попадет — ее привезет либо врач «Северстали» и сборной России Дмитрий Богдачев­ский, либо словацкий голкипер Растислав Станя. Мимо «кассы» пролетели оба. Миссия вратаря в хоккее довольно статична — весь матч приходится стоять на одном месте. Станя все две олимпийские недели просидел: на Игры его взяли третьим голкипером команды. Первые двое его коллег перед матчем надевали щитки и форму и отправлялись на лед. А Растислав перед играми тщательно готовил амуницию, проходил медосмотр и отправлялся… на фанатскую трибуну. В случае травмы одного из двух вратарей ему надлежало немедленно переодеться и сесть на скамейку своей сборной. Такого случая, к счастью или сожалению, вратарю «Северстали» судьба на Олимпиаде так и не предоставила.
— Растислав, появился ли какой­то новый опыт после этой Олимпиады?
— Олимпиада собрала вместе лучших спортсменов мира. В том числе и в сборной Словакии. Это уникальная возможность сделать что­то вместе для своей страны. Мы, конечно, рассчитывали на медали. У нас на самом деле была очень сильная команда. Что касается нового опыта — разумеется, полезно «повариться» вместе с высококлассными игроками, смотреть их игру, тренироваться вместе с ними. Это повышает уровень каждого из нас. И хотя сегодня я очень устал после перелета, но был уверен в себе, потому что тренировался с настоящими мастерами.
— Вы были третьим вратарем в своей сборной. Откуда наблюдали за игрой? И была ли возможность вступить в игру?
— Я смотрел игры из специальной ложи за скамейками игроков, поскольку был запасным. Но проходил медосмотр наряду с остальными хоккеистами. Я был готов выйти на замену в любой момент, если бы потребовалось. Но перед турниром мне сказали, что если ничего не случится, то выходить мне не придется. Конечно, очень хотелось вступить в игру или быть вторым вратарем, но такой необходимости не возникло.
— Пытался ли тренер что­то узнать у вас о манере российских игроков перед матчем со сборной России?
— В нашей команде почти половина — игроки КХЛ, и мы знаем манеру игры россиян, излюбленные приемы и так далее. Поэтому мы старались строже играть в обороне и не допускать ошибок. Российская команда могла использовать любую возможность завладеть шайбой и забить гол. Мы не обсуждали с тренером русских хоккеистов, поскольку все знали, что манера игры российской команды — острые атаки. Поэтому наша тактика заключалась в обороне и желательном отсут­ствии ошибок.
— Канадцы действительно сильнейшие?
— Если говорить про игру с русской сборной, то, я думаю, в российской команде все­таки было допущено несколько ошибок. Одна из них — не очень удачная игра в обороне. Забили несколько голов и позволили сопернику создать множе­ство удачных моментов. И канадцы этим воспользовались. Уже в первом периоде, можно сказать, разгромили соперника. Обе команды играли в атакующий хоккей и обороне не уделяли должного внимания. У канадцев в итоге получилось лучше.
— Словаки неплохо выступили на этой Олимпиаде. Тебе удалось посмотреть какие­то другие соревнования? Или был сосредоточен только на хоккее?
— На прошлой Олимпиаде, в Турине, наша команда выиграла только одну медаль, сейчас их уже три. Когда наша биатлонистка Анастасия Кузьмина выиграла золото, а затем и серебро — это стало большим событием для страны. Все мои земляки радовались этому. Но хоккей — более зрелищный и, можно сказать, любимый вид спорта в моей стране. И когда наша хоккейная команда вышла в полуфинал — это также стало большим событием. Хоккей смотрели в любое время суток и болели за нас в каждом доме, в каждом спортбаре. Что касается других соревнований, то все они проходили за городом, куда было очень далеко добираться на автобусе — примерно два с половиной часа. Поэтому надо было потратить весь день, чтобы посмотреть что­то еще из соревнований. У нас же совершенно не было такой возможности. Ведь мы тренировались. Поэтому мы смотрели только хоккей, в том числе и женский.
— Говорят, что на организацию питания было много жалоб. Это действительно так?
— Все было однообразно. Каждый день одно и то же три недели подряд. Конечно, была возможность выбрать итальянскую или китайскую кухню. Но в этом меню разнообразия не было. И приготовлено все как фастфуд, на скорую руку. Это совсем не то что домашняя еда. Первую неделю было ничего, вкусно, но потом как­то такое однообразие поднадоело, и мы предпочитали питаться сами, в ресторане, или даже закупались едой за пределами Олимпийской деревни, в городе.
— Что, к примеру, давали на завтрак?
— Йогурт, каша, яйца, бекон, сосиски — и так каждый день без изменений.
— Ваш земляк Марцел Хосса играет в рижском «Динамо», которое опередило «Северсталь» в турнирной таблице. Обсуждали ситуацию, которая сложилась в Западном дивизионе КХЛ к плей­офф?
— Да, конечно, мы обсуждали это. С Марцелом мы как раз говорили о том, что Рига в последнем матче в Череповце оказалась более удачливой, увезла отсюда два очка и начала свой отрыв от нас в зону плей­офф.
— Правда ли, что женам игроков сборной Словакии федерация оплатила перелет и проживание в Ванкувере?
— Да, супруги могли сопровождать наших спортсменов. Моя подруга была со мной. Наши близкие болели за нас, наблюдали за нашей игрой из ложи и специально отведенного сектора.

Сергей Виноградов №39(22693) 09.03.2010

Источник: Газета «Речь»