4 марта 2010 года. 09:41

Успеть в «золотой час»

Почему спецслужбы не могут спасти больше половины пострадавших в дорожных авариях? В Вологодской области начинается очередная фаза реализации федеральной программы повышения безопасности на дорогах. Опыты в ее рамках проходят на участке федеральной трассы М8 Москва — Архангельск, находящемся на территории нашего региона. Следу­ющий этап — повышение безопасности автодороги А114 Вологда — Новая Ладога и создание травматологического центра для пострадавших в Череповце. Ключевой момент программы — быстрое и качественное оказание медицинской помощи на месте ДТП. О том, как этого добиться, шла речь на конференции, состоявшейся в начале этой недели в областном центре.
По словам зам. начальника департамента здравоохранения области Александра ПОПУГАЕВА, федеральная программа предполагает создание на протяжении всех опасных трасс травмцентров трех уровней. Первый в регионе травмцентр первого уровня, то есть обладающий максимальными возможностями диагностики и имеющий врачей — узких специалистов, будет открыт в начале апреля в Вологде. Главная задача нового учреждения — помощь пострадавшим при ДТП.
— Пока мы работаем только по трассе М8 Москва — Архангельск, где намечено создание нескольких травмцентров различных уровней в ряде городов, — рассказывает Александр Попугаев. — Затем будем переключаться на федеральную автодорогу А114 Вологда — Новая Ладога. Здесь предполагается в числе прочего создание травмцентра первого уровня в Череповце. Все это нужно сделать в течение 2011 — 2012 годов, сейчас решается вопрос финансирования.
По словам чиновника, за последние несколько лет благодаря комплексу мер удалось добиться снижения количе­ства аварий на дорогах. Однако дала о себе знать другая проблема — невозможность оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим или недостаточное качество этой помощи. Как показывает статистика, около 52 % всех погибших при дорожных происшествиях умирают непосредственно на месте ДТП. А примерно 28 % пострадавших доставляются в больницы позднее «золотого часа» — так врачи называют время, когда попавший в критическое положение человек баланси­рует на грани жизни и смерти.
— Вопрос дорожного травматизма касается не только службы скорой помощи, но и других спецслужб, а также гражданских лиц, оказавшихся на месте аварии, — считает президент Национального научно­практического общества скорой медицинской помощи профессор Аркадий Верткин, участвовавший в вологодской конференции. — Совсем недавно законодательно были разграничены понятия первой медицинской помощи и скорой медицин­ской помощи. Первая помощь — это та доврачебная помощь, которую оказывают люди, ставшие свидетелями ДТП, или спецслужбы, приехавшие раньше врачей. Это могут быть, например, милиция или пожарные. Сейчас перед нами стоит задача обучить правилам оказания первой помощи все службы. Проблема здесь в отсутствии системы обучения. У нас ведь даже если человек упал на улице, все от него только шарахаются и никто ничего не может сделать, пока не приедет скорая помощь. Существует и проблема подготовки самих работников скорой помощи. Не применительно к Вологодской области скажу, что уровень знаний персонала в некоторых случаях недостаточен. Существуют общемировые системы правил оказания медпомощи при ДТП, но в некоторых регионах до сих пор предпочитают работать по каким­то своим правилам.
Главный врач вологодской станции скорой помощи Юрий МАРКЕВИЧ отмечает, что в Вологодской области за основу для работы врачей на месте ДТП взято методическое пособие, обобщившее знания и опыт работников службы «03» с учетом существующих международных стандартов.
— Сегодня перед нами стоит вопрос оценки качества оказания медицинской помощи на месте ДТП, — объясняет главврач. — Первый шаг уже сделан — это ужесточение правил движения, снизилось количество аварий. Второй шаг — это работа скорой помощи и других служб на месте ДТП. Под эту идеологию мы сегодня и пытаемся подвести научную базу. Все те прин­ципы, которые мы сегодня вырабатываем, в том числе и при помощи череповецких коллег, будут со временем распространяться на всю Вологодскую область.
Многие аварии могли бы просто не произойти, если бы водители не употребляли алкоголь, считают врачи. Примерно в 17 % случаев причиной ДТП становится нарушение правил пьяным водителем.
— Мы должны взглянуть в глаза тем людям, которые выпускают на линию водителей, — продолжает Аркадий Верткин. — Кто они? Можно ведь очень легко выяснить, какой конкретно медработник отправил в последний путь конкретный автобус, но кто это выяснит? Международный тест на выявление алкогольного опьянения включает в себя 35 вопросов, а не два: «Пил вчера?» и «Как здоровье?» Об этом тесте кто­нибудь знает? Нужно заставить медработников при автотранспортных предприятиях работать как следует. Мы готовы создать для них систему обучения, а экзамен пусть принимают на скорой помощи. Нужно жест­ко наказывать и руковод­ство транспортных предприятий, которое не выполняет требований. У нас должны быть четкие алгоритмы работы, начиная с выпуска водителей в рейс и заканчивая работой врача в случае, если аварии избежать не удалось.
Результаты исследований показывают, что отдельные части тела человека при ДТП травмируются неодинаково. Так, наиболее часто травмируется голова — 65,5 %, затем следуют травмы ног и рук — 10,9 % и 8,1 % соответственно. Согласно статистическим данным исследователей, среди элементов конструкции салона автомобиля наиболее травмоопасными для человека при ДТП являются ветровое стекло, рулевая колонка, щиток приборов, боковые двери, спинка сиденья, зеркало заднего вида, крыша, боковая стойка. При этом основная причина получения тяжелых и смертельных травм — удары о передний щиток, рулевую колонку и ветровое стекло. С ударами о ветровое стекло связаны такие травмы, как повреждение черепа, сотрясение мозга и т.д.

Андрей Ненастьев №37(22691) 04.03.2010

Источник: Газета «Речь»