3 марта 2010 года. 16:30

Как преподавать православие

Объясняя это череповецким педагогам, протодиакон Андрей Кураев назвал школьников телепузиками, которые сдают ЕГЭ Уже с 1 апреля в школах Вологодчины стартует эксперимент: наряду с некоторыми регионами России мы участвуем в пробном запуске предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Вернулись с московского тренинга наши педагоги, которым теперь предстоит обучить череповецких коллег основам предмета. Однако есть весомое «но»: предмет на сегодня совершенно не доработан. Многие учебники еще не изданы, учебник по светской этике и вовсе не утвержден. Зная это, отец Андрей, автор учебника по православному блоку предмета, устроил своеобразный «тур» по всем регионам эксперимента. Основная цель поездок — объяснить педагогам, что и как именно им предстоит преподавать. В Череповец Андрей Кураев приехал 27 февраля, чтобы провести открытую лекцию для педагогов в ДМиК «Комсомолец».
Рассказать просто о сложном
Предмет до сих пор вызывает и еще будет вызывать множество вопросов, а самое главное — положительного отношения к нему у родителей на сегодня нет. Видимо, нет такого отношения и у Министерства образования — во всяком случае, протодиакон высказал именно такую точку зрения:
— Педагогов, у которых нет опыта не то что жизни в православии, а даже интереса к изучению православной культуры, заставляют преподавать — при этом старательно не давая знаний. Министерство делает все возможное, чтобы стерилизовать этот проект и по­прежнему выращивать телепузиков, которые сдают ЕГЭ.
Именно авторам учебников пришлось «вытягивать» то, о чем не позаботилось министер­ство: этическую и, главное, педагогическую сторону предмета. Школьных педагогов среди авторов не оказалось: у кого­то получилось посмотреть на мир и на предмет глазами четвероклассника, у кого­то нет. Варианты учебника по светской этике два раза отклоняли из­за сложности и неоднозначности материала — что неудивительно, поскольку писать пособие пытались университетские профессора. Отец Андрей рассказал слушателям о том, что помогло ему написать учебник:
— Мне повезло, что одним из правил написания учебника является перекрестное чтение другими авторами. Помогла одна из глав учебника по иудаизму — некий юноша, не еврей, подходит к раввину и спрашивает: «Объясни мне, во что вы верите? Только учти: человек я занятой, поэтому ты должен успеть рассказать все о вашей религии в то время, пока я буду стоять на одной ноге». И раввин ответил: «Суть нашей религии — люби Бога всем сердцем своим, люби ближнего как самого себя». И я сразу же вспомнил слова Нильса Бора: «Если ты не можешь уборщице, которая убирается в твоей лаборатории, объяснить, чем ты там занимаешься, — значит, ты ничего в этом не понимаешь».
Говорить о своем, не ругая чужого
Цель эксперимента, по мнению отца Андрея, — проверить, способны ли педагоги в школах показать национальные и религиозные наши различия и при этом не впасть в конфликты.
— Надо научиться говорить о своем, не ругая чужого. Так, как мы преподаем русскую литературу, не ругая при этом зарубежную. Это непросто, прежде всего для православных педагогов. Если мы за эти два года сможем доказать, что пресловутое разделение детей не ведет к социальным конфликтам, значит, мы сможем расширить присутствие религиозной культуры в школах.
Андрей Кураев сделал то, чего до этого не делали преподаватели московских курсов: он четко обрисовал позицию, на которой должен стоять педагог, и отметил подводные камни. Итак, с чем могут быть связаны проблемы в классе на уроках по новому предмету?
1. Некорректные тексты учебников. Но от этого предмет защищен — все учебники выверяются комиссиями, в них не должно быть нападок на святыни и веру другого человека.
2. Дети. Но по мнению отца Андрея, дети в 9 лет ни за что не отвечают. Если они подрались между собой, виноват взрослый, который некорректно с ними говорил, чего­то не предусмотрел, не отреагировал.
Таким образом, мы подходим к проблемам, идущим от учителя.
3. Речь самого учителя. В речи не должно быть критики чужой веры. Ни в какой форме.
4. Религиозная самоиндентификация в речи учителя. Это недопустимо. Не должно быть фраз «Мы, православные» или «Мы, люди науки». «Мы» можно сказать только в двух случаях: «Мы — граждане России» и «Мы — люди».
5. Обращение педагога к ученикам с призывом к какому­то действию. Учитель может обращаться к ученикам только в двух случаях: когда призывает их подумать и когда призывает к нравственному поведению. «Дети, творите добро» — можно сказать, а вот «дети, помолитесь» — нельзя.
— Помните: критерии для выбора очень разные, — объяснял Кураев. — Если вы — преподаватель православного блока, это не значит, что все дети у вас — православные. Я знаю многих татар, которые отдают детей на уроки православной культуры. Вместе с тем многие православные могут отказаться от этих уроков по разным мотивам.
Как построен учебник?
От учебников по предмету ждут обзорности — обзоров искусства, произведений, истории религии. Однако, по словам Андрея Кураева, цель была совершенно иной: донести до ребенка сами ценности той или иной религии, ее отношение к жизни, дать ребенку азы нравственного самоанализа.
— Это иллюзия, что в результате дети должны овладеть основами богословия. Это не так. Мы должны познакомить ребенка с миром его души, чтобы он научился оценивать свои поступки, откликаться на боль совести, — объяснял отец Андрей. — Остальные учебники — такие же, как и мой. Автор учебника по иудаизму Андрей Глотцер хорошо сказал: «В нашем учебнике вы не найдете картин, икон или цитат, потому что в иудаизме этого просто нет. Наш учебник расскажет о том, что делает еврея евреем».
Учебник отца Андрея вызвал много споров, однако он уже утвержден. И на своей лекции протодиакон сделал то, что должны были сделать на тренинге в Москве: поурочно рассказал учителям, как именно подавать темы и с какими проблемами может столк­нуться учитель в каждом кон­кретном обсуждении. Кроме того, отметил еще одну особенность пособия, которая отличает его от всех учебников по православию, написанных за последние годы:
— Все эти учебники отсылают ребенка в прошлое, в историю. Я постарался в своем пособии приблизить мир православия к миру ребенка, рассказать, что все это происходит и сегодня. Так, когда я говорю о святых, я привожу святых отцов, чьи фотографии могу поместить в книгу. Фотографии, а не иконы!
Андрей Кураев — священнослужитель Русской православной церкви, протодиакон; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов и публицист, светский и церковный ученый, проповедник и миссионер. Клирик храма Архангела Михаила в Тропареве. Член экспертно­консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государ­ственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений. 29 июня 2009 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протодиакон Андрей Кураев назначен секретарем редакционного совета и председателем редакционной коллегии по написанию учебника «Основы православной культуры» для средней школы. Встречи с протодиаконом на Вологодчине организовала Вологодская епархия. Пошли навстречу и органы управления образования области, известившие педагогов о визите автора учебника.
В Череповце курсы повышения квалификации для педагогов, которым предстоит преподавать основы религиозных культур, начнутся 10 марта. Педагогов планируется обучать в два потока — с 10 по 18 марта и с 17 по 25 марта. Предполагается, что каждый поток будет разделен на четыре группы. Обучение будет происходит в череповецком филиале Вологодского института развития образования, а также в помещениях школ № 3 и № 21. После прохождения девятидневного курса (заниматься учителя будут и по выходным) у педагогов останется время для того, чтобы успеть подготовиться до начала четверти.

Елена Срапян №36(22690) 03.03.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»

Последнее в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»