2 марта 2010 года. 09:12

«Цифровая школа»: проект или официальный статус?

Опыт и перспективы информационных инноваций в сфере образования обсудили сегодня в лицее «АМТЭК» Вопрос статуса и термина «цифровая школа» на сегодня остается открытым: такое название существует преимущественно в Вологодской области, на родине проекта «Цифровая школа XXI века». Несмотря на очевидные преимущества новой концепции, федерация не хочет разрабатывать новый статус: цифровой школа считается только номинально, а не официально. Но это не мешает нашим педагогам добиваться успехов с помощью новых технологий, что и продемонстрировали учителя лицея «АМТЭК» и школы № 11 участникам выездного заседания постоянного комитета Парламентской ассоциации Северо­Запада России по образованию, науке и высшей школе.
Основной темой для обсуждения на заседании стал вопрос использования информационных технологий в образовании. О важности темы свидетельствовал уже состав участников: на заседании присутствовали не только представители ассоциации, специально были приглашены члены экспертно­аналитического совета по образованию, науке и высшей школе (Александр Чернов, директор гуманитарного института ЧГУ, и Сергей Гаврилов, директор череповецкого филиала УРАО). Кроме того, в лицей «АМТЭК» приехали и. о. ректора ЧГУ Дмитрий Афанасьев, первый проректор ВГПУ Елена Бахтенко, начальник департамента образования области Елена Рябова и начальник управления образования Че­реповца Николай Печников.
— Сейчас в области уже пять цифровых школ, планируется открыть еще четыре, — говорит Наталия Рябова, председатель постоянного комитета Законодательного собрания области по социальной политике. — Да, не всегда оборудование наших школ уникально, но нас отличает одна особенность: системный подход к цифровому образованию.
Чтобы обсуждение темы было более предметным, первым пунктом в плане конференции стала экскурсия по лицею — первой цифровой школе в стране.
Когда череповчане обсуждают цифровые школы, у них всегда возникают сомнения в успехе проекта и множество вопросов по его работе. Эти же вопросы волновали и гостей лицея.
Нравится ли детям работать с компьютерным оборудованием?
Умеют ли учителя им пользоваться?
Как именно на уроке сочетаются классические и информационные технологии?
Какими электронными методическими материалами пользуются учителя?
После экскурсии утвердительный ответ на первые два вопроса был очевиден: на первый ответили сами дети, а на второй учителя ответили своей работой. Третий вопрос прояснился на уроке математики в 5в: в классе интерактивная доска соседствовала с обычной, причем задействованы были обе. Что касается четвертого вопроса, он оказался самым интересным: выяснилось, что электронные материалы для уроков учителя ищут и подбирают самостоятельно.
— Определенной программы под каждый из учебников не существует, — объясняла участникам выездного заседания преподаватель биологии. — Все тесты и методические материалы я сама подбираю в Интернете, что­то составляем сами. Конечно, иногда попадаются и недоработанные материалы, а иногда — адаптированные специально под конкретную программу. Но единого программного обеспечения пока нет, в основном педагоги делятся друг с другом наработанным из своего опыта.
Вопрос программного обеспечения для цифровых школ уже давно считается проблемным: либо подходящего ПО нет, либо его лицензированная версия стоит слишком дорого. Именно эти два факта привели к возникновению идеи создания бесплатного ПО для школ. В 2009 году планировалось установить свободное программное обеспечение (СПО) во всех школах страны, а с 1 января 2011 года — отказаться от закупок коммерческого ПО для школ за счет федерального бюджета. Насколько эти сроки реальны — пока говорить рано (на сегодня только в 56 школах установлено такое ПО), но проблема решается.
Компьютеризация охватывает все большее количество людей; даже пенсионеры научились заходить на сайт Пенсионного фонда. Но если многие осваивают компьютер добровольно и постепенно, то к некоторым учителям наших цифровых школ прогресс пришел принудительно и «скоропостижно»: раз оборудование установлено — на нем надо уметь работать.
— За последние годы в несколько раз возросло количество компьютеров в школах, сейчас в нашей области на один компьютер приходится 19 учеников (для сравнения: в 2001 году — 225 школьников на компьютер), — объясняла Елена Рябова, начальник департамента образования области. — Свою роль сыграл и нацпроект «Образование»: большую часть грантов образовательные учреждения тратят на технику и ПО. Кроме того, по итогам 2009 года все школы подключены к Интернету. Осваиваются и педагоги, многие из них уже свободно работают с компьютерным оборудованием. Мы постоянно проводим мониторинги ситуации; конечно, проблемы есть. Но педагоги проходят курсы повышения квалификации, их прошли более семи тысяч учителей.
По мнению Елены Рябовой, важным шагом в информатизации каждой школы Вологодской области станет создание соб­ственного сайта. На сегодня их всего 76.
— Скорее всего, мы начнем разрабатывать специальный конструктор школьных сайтов, — говорила Оксана Сумарокова, директор центра оценки качества образования. — Это должно облегчить и ускорить процесс создания школьных интернет­страниц.
Еще в 2007 году министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, губернатор Вологодской области Вячеслав Позга­лев и директор череповец­кой школы № 37 (лицей «АМТЭК») Дмитрий Кузьмин подписали уникальный сертификат об официальном признании первой в России цифровой школы. Но какова ценность такого сертификата?
— Да, у нас есть документ о том, что мы — цифровая школа, — говорил в своем докладе Дмитрий Кузьмин, директор лицея «АМТЭК». — Но какая у него правовая ценность? Никакой. Определения цифровой школы на сегодня нет. На своих последних заседаниях лига образования (общественное педагогическое движение — авт.) пыталась разработать механизм сертификации цифровых школ. Но пока этот процесс еще далек от завершения.
По словам Дмитрия Юрьевича, первоначально идея состояла в том, чтобы составить специальную педагогическую комиссию и по ее оценкам присваивать школам категории (по системе, аналогичной рисованию количества звезд отелям). Была еще одна идея — специальный тест на соответствие, охватывающий все стороны школьной работы: от управления до информационной среды образовательного учреждения. Но пока официально ни один тип сертификации не принят.
— На федеральном уровне признавать статус «цифровая школа» и поддерживать финансово развитие проекта никто не собирается, — говорит Дмитрий Кузьмин. — Мы сделали вывод, что решение вопроса будет спущено на регионы. Что это означает? Это означает, что если и узаконят сертификацию цифровых школ, то нам придется платить за нее (оплачивать процедуру не будет больше никто) — с одной стороны. С другой стороны, с новым статусом к нам не придет дополнительное финансирование — поэтому даже введение такого понятия на сегодня ничего не даст.
Кстати, финансировать цифровые школы сверх потраченного на открытие и запуск школы не в состоянии и область.
— Не надо считать нас донорами, — объясняла Елена Рябова. — Область не станет постоянно содержать эти школы. На закупку и обслуживание оборудования должны идти сред­ства, заработанные школой сверх гособеспечения.
Впервые о цифровой школе заговорили в 2007 году в Череповце. Системный интегратор Polymedia с компаниями­партнерами — «Аквариус», «1С», «Кирилл и Мефодий» — при поддержке городской администрации и ОАО «Северсталь» переоборудовали по индивидуальному проекту школу № 37 (сейчас — лицей «АМТЭК»), где проходил финал всероссийского конкурса «Учитель года­2007». А в октябре того же года отдельные элементы цифровой школы были продемонстрированы Дмитрию Медведеву на форуме лидеров приоритетного национального проекта «Образование» в Государственном Кремлевском дворце.

Елена СРАПЯН №34(22688) 01.03.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Подарки к Новому году 2025 - где и что в Вологде лучше купить для своих близких

Идеи подарков ювелирных украшений для близких в Новом году

Последнее в рубрике

Подарки к Новому году 2025 - где и что в Вологде лучше купить для своих близких

Идеи подарков ювелирных украшений для близких в Новом году