2 марта 2010 года. 09:11

Затянуть пояса

Кризис учит россиян жить по средствам и копить на черный день Кризис, в 2009 году негативно сказавшийся на всех отраслях отечественной экономики, заставил россиян потуже затянуть пояса и до предела урезать собственные расходы на все, что можно: на автомобили, сотовую связь, поездки в тот или иной город, на продукты наконец. Сесть на диету россиянам пришлось не только в переносном, но и в прямом смысле. Жители Москвы, крупнейшего города в стране, в прошлом году сократили количество ежедневно потребляемого продоволь­ствия на тысячу тонн по сравнению с 2008 годом.
Об этом на днях сообщил московский департамент продовольственных ресурсов: в 2009 году жители столицы потребляли в сутки в среднем 31 тыс. тонн продуктов; годом ранее среднесуточное потребление продовольствия москвичами составляло больше на тысячу тонн. Прогнозируется, что к 2012 году горожане не только вернутся к докризисным объемам потребляемой еды, но и увеличат его — до 32,7 тыс. тонн.
Согласно подсчетам Мосгорстата, несмотря на то, что среднедушевые доходы москвичей в прошлом году выросли до 44 459 рублей — на 22,9 % по сравнению с 2008 годом (когда этот показатель составил 36 185 рублей), покупки жители столицы делали реже. Так, на покупку товаров и оплату услуг горожане потратили на 11,4 % меньше средств, чем годом ранее, — 63 % своих доходов. Затраты на покупку валюты москвичи сократили на 6,9 %, а на обязательные платежи и взносы — на 6,1 %. При этом на покупку валюты и обязательные платежи жители Москвы в це­­лом выложили примерно де­сятую часть общих доходов.
Из данных столичных статистиков, в общем­то понятно, каким образом жители города распорядились своими деньгами: они предпочли приберечь их на черный день. Доля отложенных москвичами средств в 2009 году выросла в семь раз — до 19,6 % от общих доходов. В 2008­м в кубышку попали только 2,8 % от доходов.
Впрочем, газета «Ведомости» приводит мнение экспертов Центра макроэкономического анализа, которые считают, что сокращение потребления продуктов связано не столько с экономией на еде, сколько с тем, что из­за большого числа увольнений число москвичей уменьшилось. Соответственно, и есть оставшиеся жители города стали меньше. Экономисты напомнили, что в первом полугодии 2009 года в Москве было отмечено большое число увольнений в банковском секторе, строительстве, торговле автомобилями, консалтинге и сфере обслуживания. При этом столичный департамент по труду и занятости в прошлом году отмечал, что примерно 40 % сокращаемых сотрудников проживает за пределами города. Косвенно мнение Центра макроэкономического анализа подтверждают данные по пассажиропотоку в метро. В декабре 2009 года начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев посетовал, что метро теряет пассажиров: «Ежедневно услугами метро пользовалось на 600 — 800 тысяч человек меньше». Предположительно по итогам года пассажиропоток метро снизился на 7 % — до 2,2 млрд человек.
Экономили на покупках в прошлом году из­за кризиса все россияне, а не только пресыщенные (как считают в регионах) столичные жители. К примеру, рынок мобильных телефонов в России сократился на четверть. Абоненты все чаще стали переходить на более низкие тарифы, а операторы — предлагать «нулевые» или близкие к таковым расценки. Уже за первые шесть месяцев 2009 года число поездок россиян за границу снизилось более чем на 20 % в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. Жители России также стали меньше ездить на поездах — пассажиропоток РЖД только за первые девять месяцев прошлого года уменьшился на 10,9 %. На покупку жилья россияне потратили в прошлом году вдвое меньше средств, чем в 2008­м. Объем сделок с недвижимостью в стране по итогам прошлого года снизился в среднем на 25 %. Примерно в три раза сократились и затраты россиян на приобретение новых автомобилей. Средняя стоимость покупаемой машины тоже снизилась — почти на 4 тыс. долларов (с 22,8 до 19 тыс. долларов).
Кроме того, по данным ВЦИОМ, половина россиян в условиях кризиса стала экономить на еде, 44 % — на покупке одежды и обуви, 29 % — на отдыхе и отпуске.
В сложившейся экономической ситуации жители страны с опаской стали относиться к возможности открыть собственное дело. 55 % россиян, опрошенных ВЦИОМ, заявили, что не хотят обзаводиться собственным бизнесом. В конце прошлого года стали известны результаты исследования, проведенного компанией Nielsen. Данные свидетельствуют, что 51 % жителей России планирует откладывать деньги на случай непредвиденной ситуации. При этом по сравнению с летом 2009 года число человек, решивших копить средства в чулке, увеличилось на 7 %.
Решение россиян объяснимо. Из данных Nielsen следует, что большая часть жителей страны, у которых имелись сбережения, из­за кризиса были вынуждены их затронуть. При этом 15 % россиян полностью по­тратили накопленные сред­ства, а еще 36 % — частично. Понятно, что экономический кризис закончится не завтра. Ожидается, что российский бюджет будет дефицитным в течение ближайших трех лет, а одной из главных проблем, с которыми предстоит бороться властям, является безработица. А значит, россиянам придется и дальше думать, на чем бы сэкономить.

Сергей БЕГЛЯК №34(22688) 01.03.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Подарки к Новому году 2025 - где и что в Вологде лучше купить для своих близких

Идеи подарков ювелирных украшений для близких в Новом году

Последнее в рубрике

Подарки к Новому году 2025 - где и что в Вологде лучше купить для своих близких

Идеи подарков ювелирных украшений для близких в Новом году