25 февраля 2010 года. 09:33

Новая зарплата педагогов

Как распределить стимулирующую часть зарплаты — решат в школах На этой неделе педагоги получат «новую» зарплату — то есть рассчитанную по новой системе оплаты труда. Система предполагает, что зарплата сложится из трех частей — должностного оклада, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера. Если первые две части являются фиксированными, то размер треть­ей будет изменяться в зависимости от качества работы учителя. По какому механизму и кто будет считать зарплату педагога?
Меньше, чем раньше, педагоги получать не будут — уверены в управлении образования. В сумме должностной оклад и компенсационные выплаты не должны быть меньше «старой» зарплаты без учета выплат из надтарифного фонда. Кроме этого, в систему оплаты включены единовременные выплаты — надбавки и премии. Но большинство педагогов волнует один вопрос: как будет распределяться стимулирующий фонд оплаты труда (далее — СФОТ), который должен составить до 30 % от всей зарплаты.
Стимулирующие выплаты также складываются из нескольких подгрупп:
1) выплаты за выслугу лет (стажевые);
2) надбавки за звания (заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук и т. д.);
3) выплаты для распределения в коллективе. В свою очередь, эти деньги также будут поделены на две части: 80 % пойдет на надбавки за интенсивность, качество и результативность выполненной работы, а 20 % — на разнообразные премии.
Вот как раз эти 80 % и являются камнем преткновения: кто и как будет распределять деньги в коллективах? Нет ли здесь лазеек для коррупции в школах? Пример: если выплаты распределяет директор, не сможет ли он большую часть отписать себе и своим замам?
Оказывается, от большей части таких ситуаций новая система защитилась: механизм распределения фонда оставляет очень мало возможностей для злоупотреблений. Итак, каким образом будут распределяться средства?
В каждое учреждение уже в начале года были разосланы рекомендации управления образования, согласно которым для оценки результатов работы педагогов в образовательном учреждении (ОУ) ежегодно создается экспертная комиссия. В ее состав входят представители администрации учреждения, профсоюза, методического совета и органов самоуправления ОУ. Таким образом, экспертная комиссия состоит не только из директора и его замов, но и штатных педагогов, что обеспечивает прозрачность процедуры начисления выплат.
Экспертная комиссия получает сведения из двух источников: во­первых, руководители ОУ предоставляют аналитическую информацию о работе каждого сотрудника. Во­вторых, сам сотрудник имеет право представить отчет о своих достижениях и проделанной работе. (Не обязательно передавать эти сведения напрямую экспертной комиссии — можно сделать это через методическое объединение.) По итогам заседания комиссии каждый сотрудник должен быть ознакомлен с протоколом под роспись.
После получения всех сведений экспертная комиссия составляет рейтинг педагогов. Механизм его составления у каждого учреждения может быть свой, единственное условие — балльный характер рейтинга.
После разработки рейтинг вывешивается на всеобщее обозрение. Профсоюзные органы требовали представления коллективам размеров выплаты в денежных суммах, однако в такой форме рейтинг противоречил бы закону о защите персональных данных.
После разработки рейтинга начинается расчет размера выплат: исходя из общей суммы СФОТ, которая выделена на учреждение, высчитывается стоимость одного балла в денежном эквиваленте. После этого выполняется умножение на количество баллов у конкретного сотрудника, и в результате получается итоговая цифра стимулирующей части без северного коэффициента. При распределении фонда устанавливается процентное соотношение. Во­первых, 5 % всего фонда отчисляется на стимулирующие выплаты руководству школ. Оставшиеся 95 % распределяются следующим образом:
— общеобразовательные и коррекционные (VIII вида) школы: 70 % — учителям, 30 % — прочим работникам;
— дошкольные учреждения: 50 % — воспитателям, 50 % — прочим работникам;
— детские дома: 40 % — воспитателям, 60 % — прочим работникам;
— учреждения дополнительного образования: 60 % — педагогам, 40 % — прочим работникам;
— коррекционные школы I и IV видов: 50 % — учителям и воспитателям, 50 % — прочим работникам.
При расчете денежной стоимости одного балла в отношении работников из категории «прочие» применяются корректирующие коэффициенты:
— заместитель руководителя — от 1 до 1,5,
— руководитель структурного подразделения (в учреждениях дополнительного образования) — от 0,9 до 1,25,
— специалисты и учебно­вспомогательный персонал (психолог, библиотекарь, логопед, муз. руководитель и т. д.) — от 0,5 до 1,
— младший обслуживающий персонал (дворник, вахтер) — 0,2.
Одинаково и регулярно?
Размер стимулирующих выплат может меняться. Во­первых, это зависит от изменения рейтинга, который рассчитывается один раз в полугодие. Во­вторых, это зависит от изменения размеров самого СФОТ:
— при увеличении гарантированной части зарплаты средства для ее повышения берутся из СФОТ — следовательно, он уменьшается;
— если кто­то, например, находится на больничном, то стимулирующая часть остается в фонде (больничный оплачивает учреждение страхования) — следовательно, фонд увеличивается.
Начисление основной части стимулирующих выплат должно проходить ежемесячно, а ту часть СФОТ, которая выделена на премии (20 %), рекомендуется распределять раз в квартал.
О том, как работает новая система, мы спросили руководителей череповецких учреждений образования.
Людмила БУТОРИНА, директор школы № 5:
— Единственное, чем плоха система, — основная ставка. Ее размер очень мал, меньше прожиточного минимума. Только за счет стимулирующей системы произошло незначительное увеличение заработной платы. У нас для рейтинга были разработаны критерии, система баллов. Критерии оценки охватили все: учебную деятельность учителя, научно­методическую и воспитательную работу. Разрыв между показателями большой, но только в нескольких случаях — ведь есть педагоги, которые много лет работают на индивидуальном обучении, они набрали немного баллов. Средний показатель 15 — 16 баллов. Стоимость одного балла у нас вышла хорошая — 121 рубль, поэтому и надбавки получились достаточно большими.
Татьяна ПЕТУХ, директор школы № 1:
— О самой системе еще сложно говорить — мы только­только на нее перешли и заработную плату еще не получили. Но я могу сказать, что новая система в первую очередь направлена на то, чтобы педагог мог оценить себя в целом — она устроена так, чтобы человек за качество своей работы получал достойную заработную плату. Что касается стимулирующего фонда, то мы взяли за основу систему, уже отработанную, в частности, в школе № 40. Первую часть стимулирующего фонда мы уже распределили, и я считаю, что мы сделали это удачно — во всяком случае резко отрицательных отзывов от учителей не последовало. Стоимость одного балла у нас небольшая — около 80 рублей, разница между показателями невелика, а средняя сумма надбавки — от 1000 до 1500 рублей.
Дмитрий КУЗЬМИН, директор лицея «АМТЭК»:
— Фактически мало что поменялось. По сути стимулирующие выплаты — это старый надтарифный фонд. Раньше он был 25 %, теперь 30 %. Принцип распределения также не совсем нов. В то же время новая система подталкивает людей работать лучше — на мой взгляд, совершенно неправильно, когда люди пытаются распределить стимулирующий фонд поровну всем. Это убивает всю суть идеи. Листок оценки — не более чем напоминание учителю о его должностных обязанностях, о том, что их надо постоянно выполнять. И все разговоры о том, что нельзя разделять людей… Люди давно разделены, ведь и аттестационная комиссия просто так высшую категорию никому не дает. Стоимость одного балла у нас вышла около 95 рублей. Разброс получился очень большой — от 6 до 32 баллов, в среднем — 14 баллов. Вопросы у педагогов были, но мы их все решили на уровне экспертной комиссии.
Комментирует начальник управления образования Череповца Николай ПЕЧНИКОВ:
— Конечно, эту систему, как и любую другую, нельзя назвать совершенной. Мы еще не знаем, какими будут ее последствия, как она приживется, — поэтому мы планируем постоянно отслеживать ситуацию. С 1 сентября по итогам полугодия возможны корректировки. Для контроля ситуации у нас есть ревизионный отдел, а через месяц­два мы планируем отправиться непосредственно в коллективы с целью мониторинга ситуации. Параллельно с нами работает ИМА «Череповец», которое проводит опрос по теме новой системы оплаты труда.
В целом зарплата педагогов должна вырасти. Единственная проблема, которая возникла, — это размер стимулирующего фонда в детских садах и учреждениях дошкольного образования. Если в школах и детских домах сумма СФОТ действительно достигает около 30 %, то здесь ситуация хуже — размер СФОТ опускается местами до 10 — 15 %. Но отчаиваться не стоит: при поступлении в городской бюджет средств в полном объеме мы проведем перерасчет, и сотрудники этих учреждений обязательно получат все не выданные ранее средства.

Елена СРАПЯН №32(22686) 25.02.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»

Последнее в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»