19 февраля 2010 года. 08:59
Лосей отгородят от трасс
Сможет ли заграничный опыт уберечь людей и животных от аварий на дорогах Вологодчины? На загородных трассах Вологодской области вскоре может появиться новшество — защитные сетки от животных. Подобная практика широко применяется в соседних странах: например, в Финляндии такие сетки стоят практически на всех значимых автодорогах. Они не позволяют живности, прежде всего лосям, выбегать на проезжую часть. На Вологодчине об их установке заговорили в связи с ростом количества аварий, в которых участвуют животные. Проблема, впрочем, уже не столько в сохранении животного мира, сколько в сохранении человеческих жизней. По статистике каждое третье столкновение с лосем заканчивается травмами, а то и смертью для когото из тех, кто оказался в салоне машины.
Череповецкая межрайонная природоохранная прокуратура потребовала от областного правительства организовать специальные ограждения вдоль проезжей части федеральной трассы Вологда — Новая Ладога и автодорог областного значения. Речь идет о сетках, которые препятствуют выходу на дорогу животных, в первую очередь лосей. Причина — стабильный рост числа дорожных аварий с участием сохатых за последние несколько лет.
По мнению прокуратуры, областной департамент дорожного хозяйства в течение длительного времени не предпринимает серьезных мер для предотвращения происшествий с участием животных на загородных трассах. Как показал анализ ситуации, наиболее тяжелое положение на федеральной трассе Вологда — Новая Ладога, по которой ежесуточно, согласно информации контрольных пунктов учета, могут проходить до 11 тыс. автомобилей.
В течение прошлого года на этой автодороге случилось 79 ДТП с участием животных. Сбиты 72 лося, 6 кабанов и даже рысь. Ущерб наносится не только животному миру, но и людям. Так, практически каждая третья авария с участием лося заканчивается больницей для когото из тех, кто находился в салоне машины. По словам инспекторов ГИБДД, легковой автомобиль как бы срезает лося с ног, туша при этом падает прямо на лобовое стекло, сминая еще и часть крыши. Лось от удара умирает в большинстве случаев.
— Нужны кардинальные меры, чтобы обезопасить как животных, так и людей, — считает череповецкий межрайонный природоохранный прокурор Светлана Павленко. — Установки знаков «Осторожно, дикие животные!» и чистки обочин проезжей части недостаточно, так как, например, в темное время суток вовремя заметить лося водитель не сможет, какие бы знаки ни стояли. По результатам проведенной проверки мы направили информацию на имя губернатора, где разъясняем, что все трассы должны быть отгорожены от лесных массивов ограждениями в виде сеток. Кроме того, должны быть установлены катафоты, которые будут отпугивать животных. Все эти мероприятия предусмотрены законом и уже давно должны быть выполнены.
Специальная сетка, ограждающая проезжую часть, просто не дает животным перейти через нее. У ответственных сторон пока нет четкого понимания того, на какие расстояния должна протянуться сетка вдоль конкретной трассы и как именно будут организованы «лосиные переходы». Ведь полностью блокировать пути миграции животным нельзя.
— Эти сетки — не стопроцентное решение вопроса, — считает зам. начальника областного департамента дорожного хозяйства Николай Гузилов. — Я понимаю, что знаки тоже не решают проблемы: у нас, например, из 18 ДТП только в одном случае лось перешел дорогу в коридоре, обозначенном знаками. Опыт установки сеток с определенными разрывами — это опыт в основном финский. Прокуратура, конечно, может нам его рекомендовать, но мы же не можем всю область загородить сетками. Я думаю, мы будем их применять — в местах концентрации ДТП с участием животных. Но решит ли это проблему? Если лось захочет пойти, то его сетки не остановят. Мы также считали затраты на их установку. Это достаточно емкое по финансам мероприятие. Нужны ведь не только сами сетки, но нужно и направить животных через скотопрогоны. Это специальные арочные мостики под проезжей частью, каждый из которых стоит примерно 5 млн рублей. Но опять же — пойдет ли через них лось? Я вам как охотник могу сказать, что, скорее всего, не пойдет.
Окончательное решение этой проблемы сейчас обсуждается уже на уровне заместителей губернатора.
— Речь идет не только и даже не столько о проблеме сохранения животного мира, сколько о сохранении жизни и здоровья людей, которые попадают в такие аварии, — считает Светлана Павленко.
К слову, предстоящей весной ожидается традиционный пик лосиной активности. Лоси начнут размножаться, а как только у лосихи появится новый лосенок, она «оттолкнет» от себя того, который родился прошлой весной. Этот годовалый лосенок, без всякого опыта лесной жизни ищущий себе прокорм, и есть главная опасность для автомобилиста. В поисках минералов оголодавшие за зиму лоси часто выходят именно на дороги — чтобы слизать с них соль, раствором которой дорожники поливают проезжую часть.
Андрей Ненастьев №30(22684) 19.02.2010
Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым
На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили. →
27 июл 2024, 11:07
Преимущества доставки цветов
01 июл 2024, 07:29