17 февраля 2010 года. 10:29

Управляющие компании «забирают» домофоны

В квитанциях за январь у многих жильцов появилась графа «обслуживание домофона» Сейчас в большинстве домов и подъездов нашего города установлены домофоны, для нас они — нечто само собой разумеющееся. Однако многие прекрасно помнят, как эти домофоны устанавливались: как долго и нудно собирали деньги со всего подъезда, как заключали договоры, как настраивали трубки в квартирах. Однако о том, что домофон — личная собственность жильцов, приобретенная на свои средства, забывают домоуправления: сейчас управляющие компании постепенно включают домофоны в список общедомового имущества.
При установке домофона каждый из нас заключал договор с обслуживающей компанией, и через год после установки (этот год был гарантийным сроком) жильцы начинали вносить плату за обслуживание аппаратуры: всего 30 рублей в месяц.
На эти деньги и осуществляются все ремонты — доводчиков дверей, панелей, проводов; на эти средства раз в пять лет меняются домофоны и при первой же поломке меняются трубки в квартирах.
Но эту установившуюся систему ждут изменения — недавно забрать себе домофоны решила одна из управляющих компаний в городе. Случай первый для Череповца, но далеко не первый в России: жители Волгоградской, Ульяновской, Ленинградской и других областей уже столкнулись с этой проблемой. Управляющие компании включают домофон в список общедомового имущества и начинают собирать платежи вместо компании­установщика.
— О переходе домофонов в общедомовое имущество мы не получили никакого уведомления, никто нас даже не известил, — описывает ситуацию Сергей Бобрович, директор по развитию и инновациям ООО «Сонет», представитель союза домофонных компаний (сейчас в союзе насчитывается девять фирм).
И вот здесь начинается самое интересное: для того, чтобы получать эти платежи, УК необходимо заключить с жильцами договор. Но расторг­нуть договор с домофонной компанией могут только сами жильцы: эти договоры заключались отдельно на каждую квартиру. Таким образом, проголосовав за УК, собственник жилья ставит себя в сложное положение: ему надо либо специально расторгать договор с обслужива­ющей фирмой, либо платить двум организациям одновременно.
Тему голосования мы затронули не зря — как известно, собрать жильцов на голосование достаточно сложно. И здесь у домоуправлений появляется свобода для «творчества». Вот как описал свое «голосование» один из череповчан:
— Звонили из управляющей компании, спрашивали, согласен ли я, чтобы домофон обслуживали они. Объяснили, что плата останется прежней. Я согласился, только идти к ним подпись ставить лень — так мне сказали, что сами поставят.
Насколько это можно считать полноценным голосованием? Большой вопрос.
Если исключить этот момент, то действия управляющих компаний в целом законны. Но интересно: что приобретут, а что потеряют жильцы, перезаключив договор? И здесь возникает несколько вопросов.
Во­первых, домофонные компании занимаются своим делом уже много лет, они располагают штатом хороших специалистов, оборудованием и навыками работы. Сможет ли УК что­то предложить в этом отношении? Не факт. Каждый из нас знает, насколько качественно в городе чинится, например, сантехника, а уж тем более — как «тщательно» следят за общедомовым имуществом.
Во­вторых, в данный момент жильцам, как уже было сказано выше, не приходится платить за ремонты и переустановку домофонного оборудования. А часто ли ремонты у вас дома обходятся вам бесплатно? Большая их часть включена в перечень платных услуг УК, которые вы финансируете из своего кармана. Причем если говорить о ценах на услуги, то установка доводчика стоит около полутора тысяч рублей, а новый домофон — от четырех до семи тысяч. В случае обращения в домофонную компанию вам придется не только заплатить эти деньги, но и собрать их со всего подъезда — задача не из легких.
Причем даже на платный ремонт домофонной компании придется получать разрешение в домоуправлении.
— Иногда говорят, что оборудование ломается редко, — объясняет Сергей Бобрович, — но это не так. Особенно проблема актуальна зимой: из­за морозов постоянно выходят из строя доводчики, запирающие устройства, есть и случаи вандализма, когда просто вырываются провода, существует и проблема кражи оборудования. Кто все это будет чинить и сколько придется платить за эти услуги? Мы не знаем. За дверями надо следить, их надо постоянно смазывать, регулировать доводчики, производить кодировку ключей, по заявлению жителей менять коды и многое другое. Сейчас мы раз в пять лет производим бесплатную замену панели домофона — будут ли УК поступать так же? Хотелось бы обратиться ко всем горожанам: подумайте о своих интересах, просчитайте ситуацию и сделайте осознанный выбор — нельзя, чтобы домоуправление решало за вас.
На правах рекламы.

Елена Срапян №28(22682) 17.02.2010

Источник: Газета «Речь»