15 февраля 2010 года. 17:10

«Мы должны развивать свое»

Череповецкий искусствовед Наталья Лопатенко рассказала всему миру о череповецкой глине В начале февраля в Москве со­брались самые видные «народники» России и зарубежья. Несмотря на то, что нынешний конгресс по счету только второй, он считается одним из самых престижных форумов в сфере народного искусства. По мнению организаторов (конгресс проводит государственный российский Дом народного творчества), отношение к фольклору — в самом широком смысле в мире меняется каждые четыре года, к каковому временному промежутку и приурочили эти международные съезды. Несколько сотен специалистов, среди которых были ученые, педагоги, музейные работники и мастера, в течение недели обсуждали проблемы существования фольклора в современной жизни — как их решать и предвидеть.
Череповчанка Наталья Лопатенко, главный специалист музея «Усадьба Гальских» и один из крупнейших знатоков северного русского ткачества, выступила с докладом на одной из двенадцати секций. «Речь в докладе шла о гончарном промысле села Ерга, находящегося недалеко от Череповца, — объяснила нам Наталья Михайловна. — Этот промысел в свое время был очень широко известен и оставил отпечаток в стиле местных мастеров. Первые сведения о нем начали собирать специалисты череповецкого музея в 30­е годы прошлого века. Мы подключились к изучению этого промысла в 70­е годы». Под «мы» искусствовед имеет в виду себя и мужа Сергея Лопатенко, одного из лучших гончаров Череповца и Вологодской области. Супруги Лопатенко на сегодня, фактически, единственные мастера, всерьез занимающиеся промыслом Ерги, не только изучая, но и создавая произведения по канонам. Сергей специализируется на глиняной посуде, Наталья — на традиционной игрушке.
Доклад вологжанки стал поводом для продолжительного обсуждения и спора собравшихся: как сохранить исконный промысел своей малой родины? И кто это должен делать? Участники конгресса пришли к выводу, что, безусловно, это обязанность музея. В лучшем случае музей получит поддержку в лице бизнеса. Третий «помощник» в этой цепи, школа, к сожалению, почти никак не участвует в пропаганде исконных промыслов той территории, на которой она находится. Специалистов по этой специфической сфере в преподавательский штат берут неохотно, а краеведение ограничивается кратким курсом местной истории и перечислением флоры с фауной. Все участники конгресса согласились с тем, что промысел жив там, где есть хотя бы один его фанат, который изучает и культивирует промысел. «Я считаю, что человек должен знать, чем занимались его предки, не только в масштабах страны, но и региона, города, села, — говорит Наталья Лопатенко. — Каждая местность уникальна, и культурный человек обязан знать особенности своей малой родины. Чтобы не получилось как в советское время, когда культивировали десяток промыслов, сделав их брендами, а остальные затаптывали в землю. Сейчас, как мне кажется, наблюдается некоторый крен в развитие местного — бизнес, как я слышала, тоже присоединяется к этому процессу, потому что люди стали охотнее покупать свое, а не привозное». Несколько лет назад супруги Лопатенко мечтали об открытии собственной гончарной мастерской, которая объединила бы несколько целей, в том числе обучающую и предпринимательскую. Предполагалось, что каждый желающий мог бы собственными руками создать и обжечь глиняную кружку в традициях села Ерга и забрать ее домой в качестве сувенира. Но отсутствие интереса к проекту на всех уровнях отодвинуло его реализацию.

Сергей Виноградов №26(22680) 15.02.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»

Последнее в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»