15 февраля 2010 года. 17:10
Модель привлекательности
В минувший четверг эксперты Московской школы управления «Сколково» представили мэру Череповца проект инвестиционного агентства. Власти в целом поддержали предложенную модель. Главная задача — как сделать Череповец магнитом для инвестора? Важно не агентство создать, а инвестиции привлечь — вот основной лейтмотив совместной работы Череповца и «Сколково». Студенты «Сколково» (правда, студентами их можно назвать с большой натяжкой — у каждого за плечами солидный опыт в бизнесе) взялись за дело в конце января. Три недели работы, и они готовы предложить заказчику — городской администрации — стратегию инвестиционного агентства. В России есть успешный опыт создания подобных структур, но регионального уровня. Власти Череповца настаивают: нам нужна городская структура. Не секрет, что у Череповца нет так называемых естественных «уникальных» преимуществ — нефти, газа и т. д. «Были бы такие преимущества, — говорит мэр Олег Кувшинников, — к нам бы инвесторы в очередь выстраивались. Наши преимущества — это доступность и логистика. Мы находимся рядом с рынками сбыта, у нас нет сырья, но есть продуктовая линейка наших промышленных предприятий, из которой можно производить продукцию с высокой добавленной стоимостью».
Еще один барьер на пути инвестиций: высокие кредитные ставки, высокая цена земельных и даже трудовых ресурсов — финансовые притязания череповчан не столь привлекательны для бизнеса. В Калужской области, ставшей лидером в привлечении внешних инвестиций, средняя заработная плата еще недавно была на уровне 11 тысяч рублей — рай для инвестора. Но не только дешевая рабочая сила манит. «В Калуге инвесторам предлагаются освоенные земельные участки и с помощью созданных инвестиционных агентств снимаются барьеры, препятствующие реализации бизнеспроекта», — рассказывает Антон Дергилев, студент Московской школы управления.
Именно калужская модель, по замыслу разработчиков проекта, ляжет в основу череповецкого агентства. Но у нас основная заминка — в налоговых преференциях, которые по закону муниципалитет предоставить не вправе: это дело региональных властей. «Возможности муниципального бюджета, конечно, ограничены, потому что весь налог на прибыль предприятий уходит в федеральный и региональный бюджеты, там формируются бюджеты развития территорий, и конечно, при реализации таких масштабных проектов мы рассчитываем на поддержку в регионе. Всю инфраструктуру, необходимую для предполагаемой нами промышленной площадки, муниципальному бюджету в одиночку не потянуть», — пояснил Олег Кувшинников.
Еще один вопрос: какие производства развивать по соседству с металлургическим гигантом? «Для развития нетрадиционных, не промышленных кластеров у нас прежде всего нет кадрового потенциала, — говорит Олег Кувшинников. — К тому же это очень затратные проекты. К примеру, мы думали о реализации проекта по производству ламп по энергосберегающим технологиям, но для этого у нас нет кадров. Поэтому мы тяготеем к идее создания родственных предприятий, для этого есть и площадка, и инфраструктура, и кадры. Хотя не исключаю и развития других кластеров, к примеру, промышленного туризма, но эти проекты мы будем обсуждать уже в рамках созданного инвестиционного агентства».
Окончательная защита проекта инвестагентства пройдет в марте.
Итак, эксперты «Сколково» прошли первый этап защиты проекта. Почему судьбу Череповца призваны решать студенты — пусть и элитной Московской школы управления? Такой вопрос нам часто задают читатели. За комментариями мы обратились к зам. мэра по стратегии Сергею Ананенко.
— Никто не ждет от них суперсудьбоносных решений для Череповца. Принципиальные решения в нашем городе не принимаются узкой группой людей. От ребят из «Сколково» мы ждем некого интеллектуального вклада в обсуждение возможных направлений. К примеру, в части создания инвестиционного агентства у нас есть свои мысли. Но нет — физически нет — времени, чтобы глубоко проработать вопрос, а как в других регионах это организовано. На мой взгляд, на первом этапе этот вопрос ребята проработали неплохо. В дальнейшем мы ждем детальной проработки вариантов. Наиболее яркий приведенный на встрече пример стратегического развития — это Калужская область, где формируется автомобильный кластер (в частности сборка машин «Фольксваген»). Там под эгидой правительства области созданы две вещи: корпорация развития (займется обустройством промплощадок: сети, коммуникации и т. д.) и инвестиционное агентство (поиск инвесторов).
— Сергей Александрович, какова цена подобных интеллектуальных услуг?
— Если нанимать профессиональных консультантов, то очень дорого. Ребятам из «Сколково» мы ничего не платим, кроме расходов на то, чтобы принять.
Ольга Важинская, ИМА «Череповец» №26(22680) 15.02.2010
Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым
На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили. →
27 июл 2024, 11:07
Преимущества доставки цветов
01 июл 2024, 07:29