9 февраля 2010 года. 09:17

Приватизировать кооператив

Члены ГСК через суд пытаются стать частными собственниками гаражных боксов Шесть десятков членов гаражно­строительного кооператива «Луч» на ул. Олимпийской решили приватизировать свои боксы. Решение редкое: большинство ГСК в Череповце находятся в сомнительном правовом поле, и члены кооперативов за редким исключением не предпринимают никаких действий по оформлению гаражей в собственность. Как следствие — многочисленные недоразумения и конфликты.
Сегодняшний председатель ГСК «Луч» Виктор Коренев получил в свое управление тяжелое наследство. Ко времени его прихода некоторые члены кооператива, как водится, переругались друг с другом, несколько раз менялся председатель, но жизнь упорно не налаживалась. Главный вопрос, который волновал всех, — статус кооператива, у которого в то время не было ни техпаспорта, ни кадастрового плана земельного участка, ни каких­либо других документов за исключением нескольких пожелтевших бумажек от 1992 года, гласящих, что ГСК построен по разрешению советской власти.
— Мне предложили заняться оформлением всех документов, так как я был человеком новым и не участвовал в преж­них склоках, — вспоминает сегодняшний председатель. — Первым делом я встал на учет в налоговую инспекцию как юридическое лицо, получил кадастровый план на землю, заключил договор аренды земли с городом, оформил техпаспорт на три здания ГСК. Я понимал, что без этих документов со мной никто даже разговаривать не будет. Основная проблема у меня возникла с получением разрешения на ввод ГСК в эксплуатацию. Не секрет, что большинство кооперативов в нашем городе так и числятся годами как недостроенные, а я решил все оформить как полагается. Но выяснилось, что наши бумаги от 1992 года никому не нужны, нужно нормальное разрешение на строительство, на основании которого потом будет выдаваться разрешение на ввод в эксплуатацию. В результате все зациклилось на приватизации: нам во всех инстанциях говорили, что, пока у нас гаражи не оформлены в соб­ственность, нам ничего не получить, а если так и оставить кооператив как недо­строй, будет повышаться арендная плата.
В поисках юридической поддержки члены кооператива обратились к адвокатам. Те посоветовали подать в суд каждому из членов ГСК в отдельности и установить таким образом право собственности на каждый бокс. Правление решило попробовать иначе: зарегистрировать все гаражи как собственность кооператива. Этот вариант представлялся более быстрым и выгодным. Череповецкий городской суд в иске отказал на том основании, что споры, касающиеся юридических лиц, относятся к подсудности арбитражного суда. Но арбитражный суд иск также завернул, постановив утверждать право собственности на каждый бокс в отдельности (как и советовали адвокаты), так как первоначальные взносы все оплачивали по­разному.
Пока суд да дело, прошел год. Стоимость аренды выросла в два раза в связи с тем, что объект так и не был сдан в эксплуатацию. Кооперативу выставили счет на 57 тыс. рублей ежегодно. В пересчете на 60 членов ГСК это означает около 1 тыс. рублей ежегодных взносов, только, чтобы рассчитаться с арендой. Гаражники решили действовать как можно скорее. Сейчас в городском суде находится уже несколько десятков исков от членов «Луча» об установлении права собственности. В общей слож­ности должны быть поданы все 60 исков.
— Первым прошел я сам, мне утвердили право собственности, — продолжает Виктор Коренев. — На сегодня таким же образом прошли еще шесть человек. Все они потом получат свидетельства о праве соб­ственности. Кооператив как таковой у нас остается, то есть мы будем платить ежегодные взносы, но появляется еще и налог на недвижимость. Никто не был против этого, так как взамен мы получаем право частной собственности, полностью легализуемся. Каждый член ГСК на приватизацию потратил примерно 5 тыс. рублей. Все вместе скидывались на госпошлины, оформление бумаг, адвоката и так далее. Сейчас для меня главная проблема, чтобы в суд подали все члены ГСК, так как некоторых из владельцев разыскать очень сложно: в гаражах они не появляются, телефоны отключены, кто­то уже умер и так далее.
Члены гаражного кооператива своего председателя поддерживают и оказывают всякое содействие.
— Наш ГСК строился давно, еще при обществе многодетных семей, — вспоминает член кооператива Владимир Маконков. — Мы строились официально, все делали по правилам, но в конце 1990­х годов законы поменялись. Все понимают, что мы строились не самовольно, однако старых разрешений в уже другой стране оказалось недостаточно. Нам в одном из управлений мэрии посоветовали обратиться в суд, чтобы решить эти проблемы. Мы так и сделали, пока все идет нормально, и будем надеяться, что наш опыт окажется положительным.
По словам адвоката Василия Носова, которого мы попросили прокомментировать ситуацию, члены ГСК «Луч» приняли верное решение, обратившись в суд с иском о признании права собственности на каждый отдельный бокс. Однако, по его мнению, остается открытым вопрос, как поступить с теми боксами, пайщиков которых уже невозможно найти по тем или иным причинам.
— Возможно, что руководству ГСК опять придется обращаться в суд, чтобы решить эту проблему, — считает адвокат. — При этом необходимо будет предоставить неоспоримые доказательства того, что боксы являются или должны являться собственностью всего кооператива. Основания могут быть различны. Так, можно признать члена ГСК утратившим право пользования конкретным боксом — в случае неуплаты взносов, длительного отсутствия и так далее. Также ГСК может выкупить пай у члена кооператива. В случае смерти пайщика у него может не оказаться наследников, которые могли бы установить право собственно­сти в судебном порядке. В любом случае необходимо будет устанавливать право соб­ственности либо за конкретным физическим лицом, либо за ГСК в целом.

Андрей Ненастьев №22(22676) 09.02.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.