5 февраля 2010 года. 00:11

Коса на камень

Второй тур президентских выборов грозит Украине новыми потрясениями В воскресенье, 7 февраля, на Украине состоится второй тур президентских выборов, где населению предстоит выбирать между нынешним премьером Юлией Тимошенко и лидером Партии регионов Виктором Януковичем. Впрочем, многие эксперты и наблюдатели опасаются, что простым голосованием эта кампания не закончится. И Украину ожидает новая полоса безвластия, митинговых страстей, судебных тяжб, переворотов и революций. Во всяком случае, Юлия Тимошенко уже заявила, что не признает итоги выборов, если победителем будет не она.
Напомним, в первом туре Янукович набрал 35,32 % голосов, Тимошенко — 25,05 %. Ликвидировать отставание в 10 % Тимошенко рассчитывает за счет голосов избирателей, поддержавших банкира Сергея Тигипко (11,64 %), экс­спикера Рады Арсения Яценюка (6,96 %), Виктора Ющенко (5,45 %) и других.
Впрочем, Яценюк, как и Тигипко, отказался от поддержки обоих кандидатов. «Моя принципиальная позиция осталась неизменной: я обязательно проголосую в графе «не поддерживаю ни одного кандидата». Я и моя политическая сила боролись именно с Тимошенко и Януковичем», — цитирует Яценюка «Украинская правда». По данным экзит­пулов, которые проводились в ходе первого тура, большая часть избирателей Тигипко склонны проголосовать за Януковича — 56,7 %; за Тимошенко — 43,3 %. Электорат занявшего четвертое место экс­спикера Рады Арсения Яценюка в основном поддержит Тимошенко (70,4 % его избирателей), а Януковича выберут лишь 29,6 %. Кроме того, за Тимошенко по старой памяти проголосует большая часть избирателей Ющенко, а Януковича поддержит электорат коммуниста Петра Симоненко (3,55 %). Однако по­следние события могут все изменить.
Активные боевые действия между финалистами второго тура начались на полиграфическом комбинате «Украина». Дело в том, что и БЮТ, и Партия регионов обладают хорошими агентурными сетями в чужих штабах, и регионалам «разведка доложила», что люди Юлии Тимошенко готовят какую­то акцию на полиграфическом комбинате «Украина», который в числе прочего занимается печатанием бюллетеней для выборов различных уровней. Регионалы предположили, что бютовцы собираются захватить предприятие и допечатать полтора миллиона бюллетеней сверх установленной нормы, чтобы потом использовать их для фальсификаций. А тут еще действующий пока президент Виктор Ющенко проговорился, что правительство несколько дней назад без особого шума изменило устав «Украины» и назначило туда новое руководство.
Ранним утром 25 января 300 молодых людей спортивного телосложения в штатском и шапочках, натянутых на аккуратно выбритые черепа, попробовали пройти в здание комбината. Охрана предприятия отправила их восвояси, захлопнув пред носами посетителей дверь — объект, как­никак, режимный. Визитеров такой поворот событий не устроил. Они пошли на штурм «Украины». Разбив окна на первом этаже здания, стали пробираться внутрь. Силы были неравны. Нападавшим не составило особого труда рассеять немногочисленную охрану предприятия. Скрутив охранников, они ринулись к своей главной, как потом выяснилось, цели: кабинету директора Валентина Музыки. Но там их ждали два крайне неприятных сюрприза. Во­первых, в кабинете совершенно случайно сидели человек 20 депутатов Верховной рады, а у них неприкосновенность. Ну а во­вторых, группой народных избранников из Партии регионов командовал Эльбрус Тедеев — олимпийский чемпион по вольной борьбе. Видя такое дело, нападавшие отступили.
Вскоре выяснилось, что налет на «Украину» организовало руководство МВД, а люди, штурмовавшие здание, — это сотрудники охранного предприятия «Щит», а также милиционеры, откомандированные для участия в рейдерском захвате предприятия.
Тем временем ситуацией заинтересовался сам Виктор Ющенко. Он собрал Совет национальной безопасности и обороны. Выступая перед собравшимися, президент вполне резонно заметил, что свистопляска вокруг комбината, который печатает бюллетени, может подорвать доверие к выборам как таковым. Кроме того, он поручил прокуратуре расследовать произошедшее, а СБУ — установить на предприятии камеры слежения, чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, что бюллетеней отпечатано ровно столько, сколько требуется для выборов, а не больше и не меньше.
Охрану «Украины» поручено взять на себя внутренним войскам. Прокуратура завела два уголовных дела против участвовавших в штурме милиционеров. А 28 января Верховная рада отправила в отставку верного соратника Тимошенко — министра внутренних дел Юрия Луценко. Однако радость регионалов была недолгой: спустя несколько часов правительство назначило Луценко первым замминистра, исполняющим обязанности главы ведомства. Виктор Янукович, который такого коварства не ожидал, призвал Луценко «быть мужиком» во всем, «не унижать себя и уйти в отставку с должности». Луценко на это ответил в том духе, что «с первой пули его не убить».
Ситуация получается запутанная. Самое неприятное, что на этом фоне появляются странные сообщения о том, что и БЮТ, и Партия регионов порознь готовят едва ли не государ­ственные перевороты. Чего ждать от милиции в такой ситуации, возможно, покажет 7 февраля.
Тимошенко попыталась вызвать Януковича на телевизионные дебаты. «Я приглашаю Януковича на эти дебаты, если ему есть что сказать людям», — сказала премьер. По мнению Тимошенко, дебаты «будут окончательным аргументом людям, чтобы определиться в своих предпочтениях». Ее соперник такое мнение не разделяет. Публичные выступления вообще не являются сильным местом лидера Партии регионов. В полемике с таким виртуозным оратором, как Тимошенко, у него и вовсе не было бы шансов, поэтому Янукович от дебатов предсказуемо отказался. «Она видит, что уже проиграла выборы, и предлагает мне вступить с ней в соревнование — в грязи, лжи соревноваться с ней», — сказал Янукович на встрече с партийным активом в Харькове. Однако главным его аргументом против проведения дебатов стал пол Тимошенко. «То, что мне говорят, что с женщиной напрасно спорить, неправильно. Я в первую очередь считаю, что она премьер­министр и должна нести ответственность за каждое свое слово. А если она женщина, то должна идти на кухню и показывать там свои прихоти», — заявил Янукович. Уже на следующий день глава Партии регионов вынужден был извиниться за по­следнюю фразу (как­никак женщины составляют половину электората).
Вообще­то, подобные конфузы один за другим преследуют Януковича на встречах с избирателями. На днях в Симферополе он назвал Чехова «великим украинским поэтом», что заставило его заместителя по партии Анну Герман искать следы украинской крови у родителей Чехова, а его рассказы назвать «поэзией в прозе». На митинге в Одессе Виктор Федорович перепутал Бабеля и Бебеля. Остроумные одесситы посоветовали ему научится отличать Бабеля от Бебеля, Бебеля от Гегеля, Гегеля от Гоголя. А в минувший вторник, выступая во Львове, лидер Партии регионов приветствовал пришедших на встречу с ним избирателей словами: «Здесь собрались лучшие геноциды страны». Когда помощники его поправили: «Не геноциды, а генофонд», Янукович быстро согласился: «Да, и генофонд тоже». Публика рассмеялась, а кандидат в президенты улыбнулся. Прямой эфир такой возможности не дал бы.
В результате все полтора часа премьер­министр Юлия Тимошенко выступала на телевидении в сольном режиме, яростно топча кандидатуру Януковича. Соперник удостоился от нее самых нелестных эпитетов и компрометирующих фактов. «Я не хотела бы, чтобы лидером нашей нации стал банальный трус», — заявила Тимошенко. По ее словам, существуют два Виктора Януковича, одного из которых сделала рекламная кампания. «Это когда пиар­команды каждого кандидата могут пригладить, напомадить, вложить ему в уста правильные фразы. Тогда народ, страна видит кандидата, который просто является прекрасным, и никто не знает, а что у него внутри, какой у него уровень интеллекта, чем он дышит», — пояснила она. Другой Янукович, по версии Тимошенко, — такой, который «рассказал бы, как он жил, когда много раз был премьером, как он видит будущее Украины». «Очень жаль, что мы не смогли его увидеть», — пожалела премьер. «Пиар­штаб его просто спрятал от вас. Я понимаю, что пустое место, которое мы сейчас видим, — это на самом деле и есть суть», — посмотрела Тимошенко в сторону кресла, где должен был бы сидеть ее соперник.
Отдельной критики от Тимошенко удостоились планы Януковича по поддержке российского проекта «Северный поток». «Когда я услышала его сообщение о том, что Украина будет принимать участие в «Северном потоке», я была просто шокирована, поскольку это прямая угроза национальным интересам», — сказала Тимошенко. Угроза связана с тем, что транспортировка газа в рамках этого проекта планируется в обход территории страны, пояснила она.
Янукович в эфире украинских телеканалов так и не появился, но дал интервью каналу ICTV, в котором обвинил Тимошенко, что та получает удовольствие от «развлекательных шоу» и «грязных технологий», а не от реальной работы.
Словом, обстановка на Украине крайне напряженная. Видимо, учитывая опыт выборов­2004, окружной административный суд Киева запретил проводить массовые акции на площади Независимости в центре Киева «Блоку Юлии Тимошенко» и «Союзу молодежи регионов Украины» (стратегический партнер Партии регионов) с 1 февраля по 1 марта 2010 года. Таким образом суд попытался предотвратить сценарий, по которому развивались события шесть лет назад. Тогда именно майдан (площадь) Независимости стал местом, где зародилась «оранжевая революция», в результате которой было назначено переголосование второго тура выборов и президентом Украины стал Виктор Ющенко.

Сергей БЕГЛЯК №20(22674) 05.02.2010

Источник: Газета «Речь»