4 февраля 2010 года. 11:24

Лоскут с лоском

Череповецкая и питерская мастерицы показали, во что превращаются обрезки ткани в умелых руках Из лоскутов на Руси шьют не только одеяла, но и куклы и огромные картины. В Выставочном зале открылась выставка народного мастера из Череповца Майи Сысоевой и художницы из Санкт­Петербурга Ларисы Дергачевой под названием «Лоскутки из сундука». Творческий дуэт наглядно продемонстрировал посетителям, что из кусочков ткани, как из нот, можно сшивать целые симфонии. С 23 по 25 февраля художницы поделятся секретами мастерства и научат всех желающих шить авторские лоскутные одеяла.
Хотя помещение Выставочного зала тесным не назовешь, тем не менее оно не позволило показать самые знаменитые работы художницы из Санкт­Петербурга Ларисы Дергачевой: некоторые из них достигают размера в двадцать пять квадратных метров. Меж тем для ее череповецкой коллеги Майи Сысоевой, которая много лет занимается изучением и воплощением традиционной русской куклы, при всей ее продуктивности демонстрационные метры никогда большой роли не играли — выставлялась и в крохотных комнатушках, и в музейных фойе, и в монастырских кельях, и в галереях с высокими потолками. Экспонаты у нее, как правило, крохотные и тесноты не боятся. Все эти обстоятельства не помешали создать крепкий творческий дуэт, который в стенах Выставочного зала обратился к миру с первым лоскутным посланием под названием «Лоскутки из сундука».
«Пользуясь личной дружбой, я пригласила Ларису Дергачеву в наш город, чтобы познакомить череповчан с мастером очень высокого уровня, — рассказывает Майя корреспонденту «Речи». — Я впервые ее увидела в Москве — выставлялись вместе в одной галерее. Выставка была посвящена традиционным русским ремеслам. Помню, она сама ко мне подошла знакомиться. Как потом выяснилось, устроители выставки показали Ларисе самых интересных участников, к числу которых, к моему немалому удивлению, отнесли и меня. Мы с первого разговора отлично поняли и заинтересовали друг друга. Сначала наше знакомство строилось на обмене лоскутками, потом переросло в дружбу».
Несмотря на разность объемов, в которых привыкли работать художницы, в их совместной выставке проглядывает общность. А все потому, что большинство экспонатов создавалось специально для «Лоскутков из сундука» в единой манере. Лариса Дергачева, работая над своими панно, изо всех сил старалась обуздать свою авангардистскую манеру традиционным русским орнаментом под стать куклам Майи Сысоевой, а та, в свою очередь, едва ли не впервые в жизни помимо безлицых кукол произвела на свет причудливых козлов в русских костюмах.
Пришедшие на открытие выставки получили уникальную возможность выслушать экскурсионный рассказ из уст авторов работ. В частности, посетители узнали, что сарафаны для некоторых кукол шились из старинного барановского ситца (рисунок — желтые огурцы на красном поле), датированного концом XIX века. По словам Майи Сысоевой, этот ситец ей подарили подруги мамы. Еще раз увидеть авторов выставки вместе можно во время мастер­классов, которые пройдут в Выставочном зале с 23 по 25 февраля. Тот факт, что встречи совпадут с Днем защитника Отечества, художниц не смущает. «Пусть женщины придут и научатся шить лоскутные одеяла для своих защитников, — говорит Майя Сысоева. — И вообще, люди творческие используют праздники для собственного развития».
А уже сегодня Майя Анатольевна проведет другой мастер­класс в барском доме усадьбы Гальских, на котором научит всех желающих плести масленичных кукол. «Наши предки в этот праздник делали две разновидности кукол: в одну вкладывали свои беды, в другую — желания, — рассказывает народный мастер. — Первую делали очень быстро, без изысков. Накручивали полоски старой ткани на «скелет» из соломы, с каждым узлом перечисляя те несчастия прошедшего года, которые хотели бы сжечь. Такую куклу сжигали где­нибудь на пригорке — чем ближе к небу, тем лучше. Другие куклы делались уже более тщательно, с изысками и украшательством. Автор такой куклы вкладывал в нее свое самое сокровенное желание на будущий год и ставил на окно, полочку или шкаф. Важно, чтобы она располагалась выше человеческого роста. Здесь главное — не забыть сжечь фигурку в будущую Масленицу, потому что обрядовые куклы «работают» ровно год».

Сергей Виноградов №19(22673) 04.02.2010

Источник: Газета «Речь»