29 января 2010 года. 09:33

Посредники в жилищных проблемах

В городе назрела острая необходимость в создании такого общественного института, как старшие по домам. Это признается всеми сторонами: и соб­ственниками жилья, и управляющими компаниями, и департаментом ЖКХ. Кто и каким образом способен содействовать в организации этого процесса? Все чаще горожане, обращаясь в редакцию газеты по проблемам ЖКХ, выражают мнение, что для эффективного управления жильем и взаимодействия с управляющей компанией необходимо наличие старшего по дому. Собственника квартиры, который бы помогал согласовывать действия остальных собственников в решении общедомовых вопросов и осуществлять коллективный контроль за деятельностью управляющей компании. И часто высказывается пожелание в адрес департамента ЖКХ: нужно разработать общегородское положение, которое бы регламентировало создание и деятельность института старших по домам.
Подобный опыт город имеет. В 2000 — 2003 годах департамент с помощью муниципальных жилищных предприятий (тогда еще существовавших) проводил такую работу: выбирались старшие по домам, организовывались для них учебные курсы, даже изготавливались и выдавались специальные удостоверения старших. Но в силу того, что этот процесс был инициирован сверху, новый общественный институт очень скоро распался.
— Потребность в нем осталась и стала ощущаться только острей, но если возвести работу по организации института старших по домам в рамки закона, спустив директиву сверху, в приказном порядке, ничего не получится, как и прежде, — считает зам. начальника департамента ЖКХ Виктор Токарев. — Кроме того, сейчас и отношения изменились: муниципалитет потерял свои жилищные предприятия, а по отношению к частным управляющим компаниям он не обладает той же административной властью. И жизнь теперь требует взаимодействия в первую очередь между собственниками и управляющими компаниями. Все те многочисленные вопросы, которые возникают у соб­ственников (по начислению оплаты, содержанию и ремонту домов и пр.), направлены напрямую управля­ющим компаниям. Старшие по домам — отличный вариант для решения этих вопросов. В создании такого института должны найти интерес и управляющие компании, потому что гораздо удобнее объяснять одному собственнику, почему именно так производится начисление платы, чем каждому проживающему в доме. И самим жителям удобнее, когда не какой­то начальник из домоуправления, который «всю жизнь нас обманывал», втолковывает что­то малопонятное и ему надо поверить на слово, а уважаемый человек из числа таких же жителей, которого и понять легче. Несомненно, создание института старших по домам необходимо, но этот процесс не должен идти сверху — он должен созреть изнутри. И здесь, я считаю, многое зависит от управляющих компаний. Мы им постоянно говорим об этом, пытаемся связать их интересы с интересами собственников. Мы готовы принять участие в этом процессе и помочь управляющим компаниям и собственникам. Например, организовать учебные курсы для старших по домам (научить рассчитывать плату за ЖКУ и проверять правильность начислений и т. п.). Главное, чтобы эти старшие были выбраны и жители знали их и доверяли им.
Управляющие компании тоже заявляют о своей готовности работать со старшими по домам. И, как они заявляют, даже пытались инициировать этот процесс, но ничего не получилось.
— Люди неохотно идут на это, — говорит Сергей Васюнов, председатель НП «Развитие управляющих компаний». — Ведь что такое «старший по дому»? Фактически это такая же работа для человека, который ее возьмет на себя в качестве общественной нагрузки, как и основная. И вроде бы за эту работу человек тоже должен получать зарплату. Кто будет оплачивать эту работу? Те же собственники. Но большин­ство людей, которые вроде бы очень хотели иметь старшего по дому, узнав, что им что­то за это придется дополнительно платить, отказываются. А люди, которые вроде бы изъявляли желание стать старшими по дому, отказываются, как только начинают понимать, с чем им придется столкнуться. Собственники, выбирая старшего, дают ему определенные полномочия, что еще должно быть заверено нотариально. Ему доверяют принимать за них важные для дома решения: например, об осуществлении ремонтов, об утверждении новых тарифов на текущее обслуживание и т. п. Это большая ответственность, и просто так никто ее не хочет брать на себя.
Да, интересы не сходятся. Но, может быть, не сходятся потому, что их направленность разная? Управляющим компаниям нужен помощник в решении конкретных во­просов по дому (получается фактически еще один сотрудник аппарата?). А кого видят собственники за должностью старшего по дому? Человека, который бы контролировал деятельность управляющей компании. Проверял правильность снятия показаний приборов учета, точность начисления платежей, расходование собранных с собственников денежных средств на содержание и ремонт дома. Именно эти три вопроса сейчас самые больные для жителей. И если поручить старшему по дому только их, то можно сойтись и на меньших суммах поощрения.
В конечном счете, только собственникам решать, быть или не быть в их доме старшему, чего от него требовать и сколько платить. А вот как осуществить выбор старшего?
Проще всего, если за дело возьмется управляющая компания. Сейчас почти в каждом доме есть инициативные жители, которые чаще всего общаются с управдомами. И вполне логично, что именно им они и будут предлагать стать старшими. Но что дальше? В случае малейшего недоразумения, которое возникнет в ходе выполнения старшим своих обязанностей, у жителей неминуемо появятся подозрения: ага, наверняка управляющая компания по­ставила «своего человека».
Эффект от наличия старшего будет только в том случае, если все жители дома (или хотя бы большинство) будут ему доверять. То есть они сами должны выбрать этого человека. А как это сделать, чтобы потом ни у кого не было претензий? Идеальный вариант, когда все проголосуют. Значит, нужно организовывать общее собрание. В нашем городе они обычно проходят в заочной форме.
Какие тут могут возникнуть сложности? Во­первых, в бланки листов голосования нужно вписать кандидатуры, чтобы каждый житель мог поставить галочку напротив какой­то из них. Допустим, инициативная группа жителей, которая, как правило, знает в доме многих, выдвинула такие кандидатуры. Но знают ли этих людей остальные сто собственников? Очень часто даже в одном подъезде люди друг с другом не знакомы.
Идеальный вариант — провести собрание в очной форме, на котором жители хотя бы познакомятся. Беда в том, что такое собрание просто невозможно провести. Как показывает опыт, жители дома не в состоянии собраться все вместе в определенный час в определенном месте. Приходят лишь самые активные. Представьте, в доме пять подъездов, 100 квартир. На собрание пришли 15 человек. Эта кучка назначила старшего, остальные согласились. Он приступил к выполнению своих обязанностей. Дальше — см. выше: возникнет недоразумение (этого не избежать, даже если старший является кристально честным и глубоко понимающим суть общедомовых проблем человеком), и все 85 жителей, которые не присутствовали на собрании, выскажут свое недоверие старшему, а заодно и той кучке, которая его выбрала.
Что же нам остается? Самое трудное. Открыть двери своих квартир и начать знакомиться с теми, кто живет рядом и делит с нами общее имущество, потому что мы теперь не просто соседи — мы совладельцы. Нужно учиться собираться вместе, проводить голосования «вживую» и решать важные для жизни всего дома вопросы открыто, не отделываясь галочками в листах голосования, из которых часто непонятно, о чем вообще идет речь. Вместе и с управляющей компанией справиться проще, а уж во главе со старшим, которого знаешь и которому доверяешь, — тем более.

ТАТЬЯНА ТИХОНОВА №15(22669) 29.01.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.