29 января 2010 года. 09:33
Посредники в жилищных проблемах
В городе назрела острая необходимость в создании такого общественного института, как старшие по домам. Это признается всеми сторонами: и собственниками жилья, и управляющими компаниями, и департаментом ЖКХ. Кто и каким образом способен содействовать в организации этого процесса? Все чаще горожане, обращаясь в редакцию газеты по проблемам ЖКХ, выражают мнение, что для эффективного управления жильем и взаимодействия с управляющей компанией необходимо наличие старшего по дому. Собственника квартиры, который бы помогал согласовывать действия остальных собственников в решении общедомовых вопросов и осуществлять коллективный контроль за деятельностью управляющей компании. И часто высказывается пожелание в адрес департамента ЖКХ: нужно разработать общегородское положение, которое бы регламентировало создание и деятельность института старших по домам.
Подобный опыт город имеет. В 2000 — 2003 годах департамент с помощью муниципальных жилищных предприятий (тогда еще существовавших) проводил такую работу: выбирались старшие по домам, организовывались для них учебные курсы, даже изготавливались и выдавались специальные удостоверения старших. Но в силу того, что этот процесс был инициирован сверху, новый общественный институт очень скоро распался.
— Потребность в нем осталась и стала ощущаться только острей, но если возвести работу по организации института старших по домам в рамки закона, спустив директиву сверху, в приказном порядке, ничего не получится, как и прежде, — считает зам. начальника департамента ЖКХ Виктор Токарев. — Кроме того, сейчас и отношения изменились: муниципалитет потерял свои жилищные предприятия, а по отношению к частным управляющим компаниям он не обладает той же административной властью. И жизнь теперь требует взаимодействия в первую очередь между собственниками и управляющими компаниями. Все те многочисленные вопросы, которые возникают у собственников (по начислению оплаты, содержанию и ремонту домов и пр.), направлены напрямую управляющим компаниям. Старшие по домам — отличный вариант для решения этих вопросов. В создании такого института должны найти интерес и управляющие компании, потому что гораздо удобнее объяснять одному собственнику, почему именно так производится начисление платы, чем каждому проживающему в доме. И самим жителям удобнее, когда не какойто начальник из домоуправления, который «всю жизнь нас обманывал», втолковывает чтото малопонятное и ему надо поверить на слово, а уважаемый человек из числа таких же жителей, которого и понять легче. Несомненно, создание института старших по домам необходимо, но этот процесс не должен идти сверху — он должен созреть изнутри. И здесь, я считаю, многое зависит от управляющих компаний. Мы им постоянно говорим об этом, пытаемся связать их интересы с интересами собственников. Мы готовы принять участие в этом процессе и помочь управляющим компаниям и собственникам. Например, организовать учебные курсы для старших по домам (научить рассчитывать плату за ЖКУ и проверять правильность начислений и т. п.). Главное, чтобы эти старшие были выбраны и жители знали их и доверяли им.
Управляющие компании тоже заявляют о своей готовности работать со старшими по домам. И, как они заявляют, даже пытались инициировать этот процесс, но ничего не получилось.
— Люди неохотно идут на это, — говорит Сергей Васюнов, председатель НП «Развитие управляющих компаний». — Ведь что такое «старший по дому»? Фактически это такая же работа для человека, который ее возьмет на себя в качестве общественной нагрузки, как и основная. И вроде бы за эту работу человек тоже должен получать зарплату. Кто будет оплачивать эту работу? Те же собственники. Но большинство людей, которые вроде бы очень хотели иметь старшего по дому, узнав, что им чтото за это придется дополнительно платить, отказываются. А люди, которые вроде бы изъявляли желание стать старшими по дому, отказываются, как только начинают понимать, с чем им придется столкнуться. Собственники, выбирая старшего, дают ему определенные полномочия, что еще должно быть заверено нотариально. Ему доверяют принимать за них важные для дома решения: например, об осуществлении ремонтов, об утверждении новых тарифов на текущее обслуживание и т. п. Это большая ответственность, и просто так никто ее не хочет брать на себя.
Да, интересы не сходятся. Но, может быть, не сходятся потому, что их направленность разная? Управляющим компаниям нужен помощник в решении конкретных вопросов по дому (получается фактически еще один сотрудник аппарата?). А кого видят собственники за должностью старшего по дому? Человека, который бы контролировал деятельность управляющей компании. Проверял правильность снятия показаний приборов учета, точность начисления платежей, расходование собранных с собственников денежных средств на содержание и ремонт дома. Именно эти три вопроса сейчас самые больные для жителей. И если поручить старшему по дому только их, то можно сойтись и на меньших суммах поощрения.
В конечном счете, только собственникам решать, быть или не быть в их доме старшему, чего от него требовать и сколько платить. А вот как осуществить выбор старшего?
Проще всего, если за дело возьмется управляющая компания. Сейчас почти в каждом доме есть инициативные жители, которые чаще всего общаются с управдомами. И вполне логично, что именно им они и будут предлагать стать старшими. Но что дальше? В случае малейшего недоразумения, которое возникнет в ходе выполнения старшим своих обязанностей, у жителей неминуемо появятся подозрения: ага, наверняка управляющая компания поставила «своего человека».
Эффект от наличия старшего будет только в том случае, если все жители дома (или хотя бы большинство) будут ему доверять. То есть они сами должны выбрать этого человека. А как это сделать, чтобы потом ни у кого не было претензий? Идеальный вариант, когда все проголосуют. Значит, нужно организовывать общее собрание. В нашем городе они обычно проходят в заочной форме.
Какие тут могут возникнуть сложности? Вопервых, в бланки листов голосования нужно вписать кандидатуры, чтобы каждый житель мог поставить галочку напротив какойто из них. Допустим, инициативная группа жителей, которая, как правило, знает в доме многих, выдвинула такие кандидатуры. Но знают ли этих людей остальные сто собственников? Очень часто даже в одном подъезде люди друг с другом не знакомы.
Идеальный вариант — провести собрание в очной форме, на котором жители хотя бы познакомятся. Беда в том, что такое собрание просто невозможно провести. Как показывает опыт, жители дома не в состоянии собраться все вместе в определенный час в определенном месте. Приходят лишь самые активные. Представьте, в доме пять подъездов, 100 квартир. На собрание пришли 15 человек. Эта кучка назначила старшего, остальные согласились. Он приступил к выполнению своих обязанностей. Дальше — см. выше: возникнет недоразумение (этого не избежать, даже если старший является кристально честным и глубоко понимающим суть общедомовых проблем человеком), и все 85 жителей, которые не присутствовали на собрании, выскажут свое недоверие старшему, а заодно и той кучке, которая его выбрала.
Что же нам остается? Самое трудное. Открыть двери своих квартир и начать знакомиться с теми, кто живет рядом и делит с нами общее имущество, потому что мы теперь не просто соседи — мы совладельцы. Нужно учиться собираться вместе, проводить голосования «вживую» и решать важные для жизни всего дома вопросы открыто, не отделываясь галочками в листах голосования, из которых часто непонятно, о чем вообще идет речь. Вместе и с управляющей компанией справиться проще, а уж во главе со старшим, которого знаешь и которому доверяешь, — тем более.
ТАТЬЯНА ТИХОНОВА №15(22669) 29.01.2010
Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым
На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили. →
27 июл 2024, 11:07
Преимущества доставки цветов
01 июл 2024, 07:29