22 января 2010 года. 17:56

ДК большой, и в нем видней

День рождения Высоцкого в Череповце отметят масштабным сборным концертом В воскресенье ГДК «Аммофос» столкнется с проблемой нехватки гримерок, а возможно, и зрительских кресел. Более тридцати исполнителей, преимущественно с гитарами, по очереди будут выходить на сцену дворца с песнями Владимира Высоцкого. Большой концерт, аналог которому в Череповце трудно припомнить, посвящен 72­летию со дня рождения Владимира Высоцкого. Любители его творчества и раньше дважды в год (в день рождения и день смерти) поминали поэта, ушедшего из жизни тридцать лет назад. Но раньше торжества не выходили за пределы квартиры или небольшого зала библиотеки. Впервые «высоцкомания» вышла на одну из главных площадок города. Если череповчане проявят интерес, подобные концерты превратятся в традицию.
Впервые на одной череповецкой сцене песни Высоцкого споют профессиональные вокалисты и журналисты, поэты и музыкант легендарных «Аквариума» и «Наутилуса», а также дворники и металлурги. В ГДК «Аммофос» в ближайшее воскресенье состоится концерт­фестиваль «Неизвестный Высоцкий», который соберет более тридцати исполнителей из Череповца, Москвы, Санкт­Петербурга, Ярославля и Вологды. Знакомых имен среди напечатанных мелким шрифтом в низу афиши, раз­два и обчелся, а публика на концерт пошла. Партер большого зала «Аммофоса» уже почти продан, балкон с часу на час покорится той же участи. Не исключено, что этот нетривиальный концерт родит в Череповце не только прецедент, но и целое творческое общественное объединение.
По крайней мере, неравнодушная череповчанка Светлана Кунина готова его возглавить. Подняв практически в одиночку проект «Неизвестный Высоцкий», Светлана уверилась в мысли: организовывать подобные мероприятия с широким общественным резонансом должна слаженная команда. «Необычность концерта в том, что он чистой воды общественная инициатива, — говорит Светлана. — Без указания сверху, без попытки заработать деньги, без обращения к властям и административного ресурса. Череповец 24 января покажет то, что он может сделать сам».
Высоцкий — певец свободы, ее же предоставили и участникам при выборе песен Высоцкого, которые они хотели бы спеть. Единственным условием было то, что композиции не должны повторяться, но с их «дележом» конфликтов не возникло: наследие поэта столь велико, что хватит на сутки непрерывного исполнения. Репетиции заняли около двух месяцев, хотя большинство участников концерта играет и поет выбранные композиции не один десяток лет. Подбор исполнителей самый разнообразный — к примеру, рокер Вячеслав Федотов (группа «Алтарь») будет сменять на сцене однофамилицу Ирину Федотову, тяготеющую к джазу, а салонно­изысканное исполнение извест­ной журналистки и ведущей теленовостей Маргариты Шороховой прозвучит вслед за громкой и эпатажной подачей поэта и музыканта Виктора Кичкарева. Афишная расстановка фамилий участников не отражает ни алфавитного принципа, ни иерархического. К примеру, фамилия главной знаменитости концерта — классика саксофона Олега Сакмарова, игравшего в «Аквариуме» и «Наутилусе», — стоит в списке последней. «Всегда сущест­вовало такое мнение: если ты сталевар, то выплавляй сталь. Если дворник — подметай улицу. И не лезь на сцену. Процентов восемьдесят участников нашего концерта — непрофессионалы, влюбленные в творчество Высоцкого, — замечает Светлана Кунина. — Это своего рода передвижной клуб по интересам. Мы хотим показать, что для творчества нет преград. Почему программа называется «Неизвестный Высоцкий»? Да потому, что он сегодня многим действительно неизвестен, особенно молодежи. Он как был неформатным автором при жизни, так и остался. А вторая причина — у каждого из нас есть свой Высоцкий, каким его не знают другие. Это не фестиваль песен Высоцкого, а концерт людей, которые раскрываются через его песни».
«Речь» расспросила некоторых участников концерта «Неизвестный Высоцкий» о том, почему они безо всяких гонораров согласились спеть классику авторской песни и кто для них Высоцкий.
Олег Сакмаров (Москва), музыкант:
— Для меня он всегда был классиком русского слова и русской песни, который определил направление нашего искусства во второй половине XX века. Поэтому любой человек, который пытается профессио­нально заниматься русской песней, не может обойти наследие Высоцкого. Поэтому почту за честь сыграть и спеть в Череповце, тем более что в последние годы я имею опыт исполнения песен Высоцкого: я состою в группе, аккомпанирующей актеру Дмитрию Певцову, который очень любит Высоцкого и часто его поет.
— Какую песню вы исполните в Череповце и почему?
— Я выбрал композицию «Про дикого вепря» («В королевстве, где все тихо и складно»), которую люблю с детства. Она очень забавная, озорная и с философским подтекстом.
— Вы играли со всеми легендарными русскими рокерами. Скажите, они считали себя продолжателями дела Высоцкого? Исполнители шансона, как известно, тоже считают себя его детьми…
— И они имеют на это полное право, как и русский рок. Хотя представители последнего одно время всячески открещивались от родства с Высоцким, выбрав себе образцы для подражания на Западе. Вместе с тем совершенно ясно, что Владимир Семенович много дал русскому року. Прежде всего энергетику и какую­то песенную яростность. В этом смысле самый яркий его наследник — Александр Башлачев. Хотя я помню, как раннего Высоцкого на наших посиделках лихо пел Борис Гребенщиков.
— По­вашему, как Высоцкий звучит лучше: с одинокой гитарой или с оркестровкой?
— Без оркестров определенно лучше. Песенная энергия такова, что аккомпанемента не требуется. Оркестры, с которыми он записывался, расставляли свои акценты, и песни это обедняло, они становились как­то зауряднее. Хотя мои саксофон и флейта, которыми я подыгрывал Дмитрию Певцову, песням Высоцкого не мешают.
Сергей КОМЛЕВ, череповецкий журналист, поэт:
— В концерте я буду исполнять «Балладу о детстве» («Час зачатья я помню неточно»). Это одна из моих любимых его песен. Когда я был подростком, она постоянно вертелась на магнитофоне. Она довольно многословна, но я никогда не учил текст, он сам запомнился. Когда лет в 16 — 17 я научился играть на гитаре, первой подобрал именно «Балладу…». Она близка мне еще и тем, что трагические истории, которые рассказывает автор, перекликаются с судьбами членов моей семьи. В юности я знал наизусть около ста песен Высоцкого, сейчас в лучшем случае втрое меньше. Большой вопрос — как петь Высоцкого? Я придерживаюсь автор­ской интонации, потому что считаю эти песни своего рода партитурой, от которой нельзя далеко отходить. По своему опыту знаю, что лучше всего Высоцкий идет в тесной компании с хорошими друзьями, которые набились на кухне. На большую аудиторию петь Высоцкого тяжело — текст очень плотный, и смысл рассредоточивается. И еще, нужно обязательно убедиться, нет ли в компании людей, которые на дух не переносят Высоцкого. С такими я тоже сталкивался.
Ирина ФЕДОТОВА, певица:
— Если честно, впервые как певица имела дело с таким материалом. На концерте спою «Балладу о любви» и «Мор­скую лирическую». Я даже их особенно и не выбирала, они как­то сами выбрались. Впервые плотно прикоснувшись к его поэзии, я поняла, насколько он глубок и талантлив. Сразу заметила, что нервной энергии на исполнение таких песен затрачивается несравнимо больше, чем на эстрадные песни. Можно сказать, что, в отличие от других участников концерта, я только сейчас стала поклонницей Высоцкого. О сольной программе с его песнями я пока не думала. Все­таки до сих пор считаю, что это не совсем моя манера, и очень волнуюсь, получится ли у меня спеть Высоцкого по­настоящему.

Сергей Виноградов №10(22664) 22.01.2010

Источник: Газета «Речь»