14 января 2010 года. 21:08
«Волгу» повернули вспять
Успех фильма «Черная молния» о супергерое на летающей «Волге» может породить бум на ретроавтомобили По сути, фильм являет собой перенос на русскую почву западного «Человекапаука». Только московский паренек для эффектного перемещения по городу вместо паутины использует летающий автомобиль. Над маркой машины создатели размышляли долго: «героиня» должна была одновременно вышибать слезу и вызывать гордость (к слову, злодей летает на «Мерседесе»). Остановились на первой «Волге» — «ГАЗ21». На ней герой спасает город и добивается любви красотки. «Речь» разыскала череповецких владельцев указанной марки, которые все как один считают себя суперменами.
О том, что «ГАЗ21 «Волга» может превратить заурядного человека в супермена, в Череповце знали и до выхода на экраны нового кинопроекта Тимура Бекмамбетова. В советские времена за ней гонялись, стояли в очередях, отлично понимая Юрия Деточкина из «Берегись автомобиля», который из всего богатства выбора угонял исключительно двадцать первые «Волги». В сегодняшние времена эта модель вдруг снова вышла в лидеры. На сей раз — как наиболее доступная машина для любителей автоэкзотики и коллекционеров ретротранспорта. «Черная молния» еще не сошла с больших экранов, а интерес со стороны молодежи к «Волге», как рассказали нам в череповецком клубе любителей ретроавтомобилей, уже ощущается.
«Среди автомобилистов ходит такое изречение: управлять «Волгой» — все равно что страной, — говорит основатель вышеупомянутого клуба Алексей Дегтев. — Потому что большая. Я подписываюсь под этими словами. Первое, что сразу замечаешь, садясь за руль «Волги», — какая же она огромная и мощная. Когда я первый раз прокатился на своей «Волге», когда гнал ее от прежнего владельца, у меня было ощущение, что я не в машине, а на крейсере. На кочках не трясет, а плавноплавно покачивает, как на волнах. Ощущение большого непобедимого корабля. Раз испытав это, в другую машину не захочешь и пересаживаться».
Первую свою «Волгу21» Алексей научил «летать» почти три года назад. Автолюбитель пообещал невесте, что к дверям загса подвезет на легендарном «ГАЗе», причем собственном. Очень скоро в клятве пришлось раскаяться: подходящих авто на ходу в городе найти не удалось. К счастью, отыскал в районе. На ней же спустя время забирал жену и ребенка из роддома. «Машина, бесспорно, выдающаяся, но я не согласен с теми, кто называет ее единственным достойным произведением отечественного автопрома, созданном руками наших умельцев, без примесей. Когда «Волгу21» проектировали, автомобилестроения в нашей стране почти не существовало. Нетрудно заметить, что советские конструкторы оглядывались на западных производителей».
По словам Алексея, «Волга21» — самый распространенный автомобиль в его клубе: около 15ти единиц. Частный сектор располагает примерно тем же количеством авто этой модели. Бума на двадцать первые «ГАЗы» Дегтев не пророчит: дескать, старшее поколение ради ностальгии по молодости «Волгами» уже обзавелось, а молодежь испугается трудностей, связанных с эксплуатацией ретроавтомобиля. Впрочем, коекакой интерес к череповецким «Волгам» намечается. Автомобили членов клуба уже используются в коммерческих целях для свадеб и прочих торжеств — черный цвет и молния на борту наверняка увеличат количество клиентов. «Сегодня цена на «ГАЗ21» может быть разбросана до бесконечности, — говорит Алексей. — У меня бывали случаи, когда я у дедушки в деревне покупал «Волгу» за пять тысяч рублей. Вместе с тем некоторые ставят салон «Вольво» с кондиционерами, под капот — «Тойоту», в подвеску еще чегонибудь из иностранного автопрома. Другие разрезают «Волгу» и обшивают ее панелями «Порше Кайен». В этих случаях стоимость может расти до бесконечности».
Пенсионер Валерий Рогожников — тот самый «частный сектор», о котором упоминалось выше. Впрочем, не исключено, что в своем роде он в Череповце единственный. «Волге» Валерия Ивановича 42 года эксплуатации, причем без всяких капитальных ремонтов, — машина до сих пор на ходу и запросто выжимает сотню километров на трассе. В далеком 1968 году 32летний газовщик стал самым молодым волговладельцем Вологодской области. История обретения Рогожниковым мечты любого советского человека достойна романа. В конце 60х на наш меткомбинат приехал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Общаясь с рабочими, Косыгин наряду с другими вопросами получил и такой: мол, отчего в Череповце, где воздух не ахти, так сложно достать личное авто, дабы поправлять здоровье на природе? «Поможем», — сказал Косыгин. Через несколько недель пришли первые четыре обещанные «Волги». На заводе их поделили побратски: половина рабочим, половина итээровцам. В великолепную четверку газовщик Рогожников попал благодаря производственным достижениям, как завзятый передовик. «Я сначала отказался, потому что тогда на «Запорожец» копил — две тысячи с небольшим на книжке лежали, а «Волга» стоила пять тысяч шестьсот два рубля, — во всех деталях вспоминает свое главное приобретение в жизни череповчанин. — Но после бессонной ночи решил все же брать ее, а недостающую сумму занял у друга».
Как и сегодня, автомобиль в СССР был вещью статусной. Автомобилей в тогдашнем Череповце было немного, редкие «Волги» хоть и попадались, но главным образом с шашечками на боку. Тогда же Рогожникову пришлось на себе ощутить все прелести жизни злого папаши красавицыдочки «Волги», вокруг которой с первых дней принялись фланировать «женихи». «Ездили по гаражам люди, в основном кавказцы, но иногда и прибалты, и предлагали купить «Волги» и другие автомобили. Деньги давали хорошие — мне до 15 тысяч предлагали. Не могу даже сосчитать, сколько раз ко мне подходили с предложениями продать. Несколько десятков раз, не меньше. Вплоть до перестройки моя «Волга» вызывала ажиотаж. Почему не продал? Я ее всегда воспринимал как подарок или премию, а подарки не продают».
То, что рогожниковская «Волга» жива и на ходу, — заслуга аккуратного хозяина. Он с нее не то что пылинки сдувал — «пылинки» уничтожались на подлете. Теплый гараж, редкие и недальние выезды (ездить на работу и парковаться у проходной тогда было не принято), да и те исключительно в летнее время. Единственный сбой, который дала машина за четыре десятка лет, случился в Прибалтике. «Я сам виноват, — признается Валерий Иванович. — Встал на трассу между Вильнюсом и Каунасом. Таких дорог мы раньше не видели — едешь на максимальной скорости, а машина и не шелохнется. Вот я от радости и стал играться, пробовать возможности. Доигрался — сломал ручной тормоз».
В жизни вологодского врача Андрея Косогова было две автомобильных любви. И обе к 21м «Волгам». Первая, бирюзовая, досталась от родителей, которые, в свою очередь, пригнали ее из Чехословакии. Бирюзовая на тот момент была не первый раз «замужем», отец Андрея стал ее четвертым владельцем. «Когда она появилась в нашей семье, я был мальчиком, — вспоминает Косогов. — И я отлично помню, как мечтал сесть за руль и тронуться на ней с места». Кстати, «старушка» до сих пор жива и ныне реставрируется.
Повзрослев и окончив вуз, врач Андрей Косогов приехал по распределению в Вологду. И тут снова влюбился. «Однажды на улице бросилась в глаза «Волга», и сердце учащенно забилось, — рассказывает он. — Потом я стал частенько ее встречать, но только летом — на ней ездил старичок с женой, а из задних окон торчали горшки с рассадой. Видимо, на дачу. Спустя годы случайно попало на глаза объявление, где хозяин просил за свою старую «Волгу» 200 тысяч рублей. Цена несуразная, но еюто я и заинтересовался. Созвонились, встретились — смотрю, моя красавица, я еще больше загорелся. А цену, к счастью, удалось сбавить». На своих «Волгах» Андрей выезжает редко, по выходным. Как сам выражается, «повыпендриваться». Для повседневного передвижения под окнами стоит современное авто, но отношения с ним чисто деловые.
№5(22659) 15.01.2010
Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым
На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили. →
27 июл 2024, 11:07
Преимущества доставки цветов
01 июл 2024, 07:29