14 января 2010 года. 21:08

«Волгу» повернули вспять

Успех фильма «Черная молния» о супергерое на летающей «Волге» может породить бум на ретроавтомобили По сути, фильм являет собой перенос на русскую почву западного «Человека­паука». Только московский паренек для эффектного перемещения по городу вместо паутины использует летающий автомобиль. Над маркой машины создатели размышляли долго: «героиня» должна была одновременно вышибать слезу и вызывать гордость (к слову, злодей летает на «Мерседесе»). Остановились на первой «Волге» — «ГАЗ­21». На ней герой спасает город и добивается любви красотки. «Речь» разыскала череповецких владельцев указанной марки, которые все как один считают себя суперменами.
О том, что «ГАЗ­21 «Волга» может превратить заурядного человека в супермена, в Череповце знали и до выхода на экраны нового кинопроекта Тимура Бекмамбетова. В советские времена за ней гонялись, стояли в очередях, отлично понимая Юрия Деточкина из «Берегись автомобиля», который из всего богатства выбора угонял исключительно двадцать первые «Волги». В сегодняшние времена эта модель вдруг снова вышла в лидеры. На сей раз — как наиболее доступная машина для любителей автоэкзотики и коллекционеров ретротранспорта. «Черная молния» еще не сошла с больших экранов, а интерес со стороны молодежи к «Волге», как рассказали нам в череповецком клубе любителей ретроавтомобилей, уже ощущается.
«Среди автомобилистов ходит такое изречение: управлять «Волгой» — все равно что страной, — говорит основатель вышеупомянутого клуба Алексей Дегтев. — Потому что большая. Я подписываюсь под этими словами. Первое, что сразу замечаешь, садясь за руль «Волги», — какая же она огромная и мощная. Когда я первый раз прокатился на своей «Волге», когда гнал ее от прежнего владельца, у меня было ощущение, что я не в машине, а на крейсере. На кочках не трясет, а плавно­плавно покачивает, как на волнах. Ощущение большого непобедимого корабля. Раз испытав это, в другую машину не захочешь и пересаживаться».
Первую свою «Волгу­21» Алексей научил «летать» почти три года назад. Автолюбитель пообещал невесте, что к дверям загса подвезет на легендарном «ГАЗе», причем собственном. Очень скоро в клятве пришлось раскаяться: подходящих авто на ходу в городе найти не удалось. К счастью, отыскал в районе. На ней же спустя время забирал жену и ребенка из роддома. «Машина, бесспорно, выдающаяся, но я не согласен с теми, кто называет ее единственным достойным произведением отечественного автопрома, созданном руками наших умельцев, без примесей. Когда «Волгу­21» проектировали, автомобилестроения в нашей стране почти не существовало. Нетрудно заметить, что советские конструкторы оглядывались на западных производителей».
По словам Алексея, «Волга­21» — самый распространенный автомобиль в его клубе: около 15­ти единиц. Частный сектор располагает примерно тем же количеством авто этой модели. Бума на двадцать первые «ГАЗы» Дегтев не пророчит: дескать, старшее поколение ради ностальгии по молодости «Волгами» уже обзавелось, а молодежь испугается трудностей, связанных с эксплуатацией ретроавтомобиля. Впрочем, кое­какой интерес к череповецким «Волгам» намечается. Автомобили членов клуба уже используются в коммерческих целях для свадеб и прочих торжеств — черный цвет и молния на борту наверняка увеличат количество клиентов. «Сегодня цена на «ГАЗ­21» может быть разбросана до бесконечности, — говорит Алексей. — У меня бывали случаи, когда я у дедушки в деревне покупал «Волгу» за пять тысяч рублей. Вместе с тем некоторые ставят салон «Вольво» с кондиционерами, под капот — «Тойоту», в подвеску еще чего­нибудь из иностранного автопрома. Другие разрезают «Волгу» и обшивают ее панелями «Порше Кайен». В этих случаях стоимость может расти до бесконечности».
Пенсионер Валерий Рогожников — тот самый «частный сектор», о котором упоминалось выше. Впрочем, не исключено, что в своем роде он в Череповце единственный. «Волге» Валерия Ивановича 42 года эксплуатации, причем без всяких капитальных ремонтов, — машина до сих пор на ходу и запросто выжимает сотню километров на трассе. В далеком 1968 году 32­летний газовщик стал самым молодым волговладельцем Вологодской области. История обретения Рогожниковым мечты любого советского человека достойна романа. В конце 60­х на наш меткомбинат приехал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Общаясь с рабочими, Косыгин наряду с другими вопросами получил и такой: мол, отчего в Череповце, где воздух не ахти, так сложно достать личное авто, дабы поправлять здоровье на природе? «Поможем», — сказал Косыгин. Через несколько недель пришли первые четыре обещанные «Волги». На заводе их поделили по­братски: половина рабочим, половина итээровцам. В великолепную четверку газовщик Рогожников попал благодаря производственным достижениям, как завзятый передовик. «Я сначала отказался, потому что тогда на «Запорожец» копил — две тысячи с небольшим на книжке лежали, а «Волга» стоила пять тысяч шестьсот два рубля, — во всех деталях вспоминает свое главное приобретение в жизни череповчанин. — Но после бессонной ночи решил все же брать ее, а недостающую сумму занял у друга».
Как и сегодня, автомобиль в СССР был вещью статусной. Автомобилей в тогдашнем Череповце было немного, редкие «Волги» хоть и попадались, но главным образом с шашечками на боку. Тогда же Рогожникову пришлось на себе ощутить все прелести жизни злого папаши красавицы­дочки «Волги», вокруг которой с первых дней принялись фланировать «женихи». «Ездили по гаражам люди, в основном кавказцы, но иногда и прибалты, и предлагали купить «Волги» и другие автомобили. Деньги давали хорошие — мне до 15 тысяч предлагали. Не могу даже сосчитать, сколько раз ко мне подходили с предложениями продать. Несколько десятков раз, не меньше. Вплоть до перестройки моя «Волга» вызывала ажиотаж. Почему не продал? Я ее всегда воспринимал как подарок или премию, а подарки не продают».
То, что рогожниковская «Волга» жива и на ходу, — заслуга аккуратного хозяина. Он с нее не то что пылинки сдувал — «пылинки» уничтожались на подлете. Теплый гараж, редкие и недальние выезды (ездить на работу и парковаться у проходной тогда было не принято), да и те исключительно в летнее время. Единственный сбой, который дала машина за четыре десятка лет, случился в Прибалтике. «Я сам виноват, — признается Валерий Иванович. — Встал на трассу между Вильнюсом и Каунасом. Таких дорог мы раньше не видели — едешь на максимальной скорости, а машина и не шелохнется. Вот я от радости и стал играться, пробовать возможности. Доигрался — сломал ручной тормоз».
В жизни вологодского врача Андрея Косогова было две автомобильных любви. И обе к 21­м «Волгам». Первая, бирюзовая, досталась от родителей, которые, в свою очередь, пригнали ее из Чехословакии. Бирюзовая на тот момент была не первый раз «замужем», отец Андрея стал ее четвертым владельцем. «Когда она появилась в нашей семье, я был мальчиком, — вспоминает Косогов. — И я отлично помню, как мечтал сесть за руль и тронуться на ней с места». Кстати, «старушка» до сих пор жива и ныне реставрируется.
Повзрослев и окончив вуз, врач Андрей Косогов приехал по распределению в Вологду. И тут снова влюбился. «Однажды на улице бросилась в глаза «Волга», и сердце учащенно забилось, — рассказывает он. — Потом я стал частенько ее встречать, но только летом — на ней ездил старичок с женой, а из задних окон торчали горшки с рассадой. Видимо, на дачу. Спустя годы случайно попало на глаза объявление, где хозяин просил за свою старую «Волгу» 200 тысяч рублей. Цена несуразная, но ею­то я и заинтересовался. Созвонились, встретились — смотрю, моя красавица, я еще больше загорелся. А цену, к счастью, удалось сбавить». На своих «Волгах» Андрей выезжает редко, по выходным. Как сам выражается, «повыпендриваться». Для повседневного передвижения под окнами стоит современное авто, но отношения с ним чисто деловые.

№5(22659) 15.01.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.