На суд истории
В среду на 54-м году жизни скоропостижно скончался Егор Гайдар — одна из крупных и спорных фигур постсоветской истории. Одни с почтением величают его «спасителем» и главным строителем нового Российского государства. Другие с ненавистью — разрушителем страны. Для одних гайдаровские экономические реформы — спасение России от голода и национальной катастрофы. Для других — «живодерский эксперимент» на людях. Для одних Егор Гайдар — герой, для других — враг. Но ни друзья, ни враги не отрицают масштаба роли, которую сыграл этот человек. Место в учебниках истории за Егором Гайдаром уже зарезервировано. История позже (ведь «большое видится на расстоянии») даст более объективную оценку как самому Гайдару, так и сделанному им.
Начало политической карьеры Егора Гайдара выглядело каким угодно, но только не многообещающим. Став вицепремьером в правительстве реформ Бориса Ельцина осенью 1991 года, Егор Гайдар вместе с группой своих единомышленников отвечал за экономическую политику нового кабинета. Чтобы было понятнее, в каких условиях эти люди заступили на пост, можно напомнить, что одним из самых популярных экономических терминов тогда было словосочетание «гуманитарная помощь», а главным экономическим показателем — график ее поставок в страну. И когда в одном из интервью вицепремьера спросили, как бы он хотел уйти в отставку, Егор Гайдар ответил: «По итогам дебатов о бюджете на 1993 год». Было похоже на шутку. А вицепремьер не шутил. Но при этом не терял самообладания, которое основывалось (в этом Егору Тимуровичу не откажешь) на твердой уверенности в себе и правоте своего дела. Гайдар не сомневался в необходимости и даже неизбежности определенных действий осенью 1991го — зимой 1992 года, став одним из лидеров «кабинета камикадзе». Уверенность в собственной правоте позволяла Егору Гайдару идти на непопулярные решения.
Вот ключевые вехи «гайдарономики» — так недруги Гайдара тут же окрестили его экономическую политику. Январь 1992 года: фронтальная единовременная либерализация товарных цен, быстро заполнившая магазинные полки, но вычистившая кошельки и сберкнижки граждан. Апрель 1992 года: либерализация цен на электричество, газ, энергоносители — вслед за потребителями рыночный шок испытали предприятия, промышленное производство на долгие месяцы срывается в штопор. Июль 1992 года: унификация валютного курса рубля на рыночных принципах, либерализация внешнеэкономической деятельности — тысячи предприятий и гражданчелноков получают возможность выхода на внешние рынки. Одновременно в отсутствие действенной системы валютного и таможенного контроля старые советские и новые рыночные капиталы устремляются за рубеж. Сентябрь 1992 года: начало ваучерной приватизации советских производственных активов — массовое наделение граждан собственностью довольно быстро приводит к концентрации этой собственности у особо предприимчивых.
Менее заметные, но не менее важные вещи: к началу 1992 года командой Гайдара подготовлен переход на налоговую систему формирования доходов бюджета. Ничего этого просто не было — ни НДС, ни Пенсионного фонда. Все было сделано — от набросанного на коленке черновика до официального закона — за считанные недели. К моменту отставки с поста и. о. главы кабинета министров в декабре 1992 года (напомним, что на смену Гайдару тогда пришел Виктор Черномырдин) ключевые решения, определившие формат жизни в рынке предприятий и граждан России, были выработаны.
После ухода из правительства Гайдар вскоре создал собственную партию — Демократический выбор России, которая сумела занять второе место на выборах в Государственную Думу в декабре 1993 года. Это был последний громкий политический успех Гайдара. Через несколько лет он практически ушел из большой политики (хотя долго оставался депутатом Госдумы), сосредоточившись на работе экономистатеоретика. Консультировал кабинет министров как в эпоху Путина, так и при президенте Медведеве. Оба в день смерти Гайдара чрезвычайно почтительно оценили его деятельность. «Ушел из жизни выдающийся ученыйэкономист. Государственный деятель, с именем которого связаны решительные шаги по формированию основ свободного рынка и переходу нашей страны на принципиально новый путь развития», — говорится в соболезновании Дмитрия Медведва.
«Не стало настоящего гражданина и патриота, сильного духом человека, талантливого ученого, писателя и практика. Не каждому государственному деятелю выпадает возможность служить Отечеству на самых переломных этапах его истории, принимать ключевые решения, которые определят будущее страны. Егор Тимурович Гайдар достойно выполнил эту сложнейшую задачу, проявив лучшие профессиональные и личные качества. Он не стал уклоняться от ответственности и в самых непростых ситуациях с честью и мужеством «держал удар» — эти слова соболезнования принадлежат Владимиру Путину.
Не замедлили себя ждать и другие оценки. «Сейчас нам довольно непросто искать необходимые тактичные слова в связи со смертью Егора Гайдара. Все же это был не просто живой человек, но в первую очередь символ колоссальных проблем, с которыми столкнулся народ нашей страны. Но чисто человеческие эмоции понятны, и такие эмоции есть всегда, когда внезапно уходят люди, которые могли жить еще немало лет. А наши политические оценки известны, они взвешенны, они твердые, они сохраняются», — заявил в среду первый зампред ЦК КПРФ, вицеспикер Госдумы Иван Мельников. Несколько корректнее оказался лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Мы сожалеем в связи с кончиной Егора Тимуровича как человека, как гражданина России. Мы не были политическими соратниками, скорее были конкурентами, но Егор Тимурович был одним из ярких представителей той оппозиции, которая практически господствовала в нашей стране с 1991 года по 1999й. Идея коммунизма хорошая, но она нереальна. Идея рынка хорошая, но она не получилась. В этом смысле мы дважды сожалеем, что ушел из жизни наш гражданин, и сожалеем, что они не смогли провести в нашей стране такие экономические реформы, чтобы мы жили лучше и с большими надеждами смотрели в будущее».
Можно сколько угодно спорить, возможны ли были другие сценарии и темпы реформ, — и даже слабых надежд на консенсус в обществе по этому вопросу пока не видно, но нельзя не признать одного (об этом говорили в своих соболезнованиях и Путин, и Медведев): Гайдар имел достаточную решимость и мужество сделать то, что он сделал, и взял на себя полную ответственность за самые тяжелые следствия своих решений, которые он считал неизбежными. Килотонны ненависти и проклятий, которые получил очно и заочно Егор Гайдар от своих соотечественников, не могли не укоротить его жизнь. Вряд ли кто мог предположить, что настолько. Есть надежда, что его смерть отрезвит самых горячих критиков и заставит начать осмысливать деяния Гайдара более беспристрастно.
Биография.
Егор Тимурович Гайдар родился 19 марта 1956 года в Москве. В 1978 году окончил экономический факультет МГУ. С 1980 года работал в различных институтах АН СССР. С 1987 года — редактор экономического отдела в журнале «Коммунист» и газете «Правда». В 1990 году возглавлял Институт экономической политики при Академии народного хозяйства СССР. С октября 1991 года — вицепремьер, министр экономики и финансов РСФСР. С 15 июня по 15 декабря 1992 года — и. о. председателя правительства РФ. Сразу после отставки занял пост директора Института экономики переходного периода (ИЭПП). Кроме того, в 1992 — 1993 годах непродолжительное время был советником президента по вопросам экономики и первым вицепремьером. В 1993 — 1995 годах — депутат Госдумы от «Выбора России». В 1994 — 2001 годах возглавлял партию «Демократический выбор России». В 1999 — 2003 годах — депутат Госдумы от Союза правых сил (СПС; был соучредителем партии, покинул ее в 2008 году после объявления о создании «Правого дела»). После провала СПС на выборах 2003 года сосредоточился на работе в ИЭПП. Доктор экономических наук, профессор, автор более 100 публикаций и книг. Был дважды женат (второй раз — на дочери писателя Аркадия Стругацкого Марии), воспитал четверых детей.
Сергей Комлев
№236(22646)
18.12.2009
Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей
До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт→
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →