26 ноября 2009 года. 09:00

Новый мост будет платным

В течение почти полувека за проезд по второму мосту через Шексну будут взимать деньги
Ориентировочно в 2012 году в створе ул. Архангельской развернется стройплощадка по возведению второго моста через Шексну. Мост будут строить за счет средств частных инвесторов, и именно им сдадут в пользование готовый объект. Вложенные деньги инвесторы вернут за счет организации платного проезда. О схеме первого в Череповце частно­государственного партнерства и предполагаемой стоимости проезда через новый мост вчера на пресс­конференции рассказал глава города Олег Кувшинников.

Известие о том, что второй мост планируют строить в ближайшей перспективе, а не через два­три десятка лет, у многих горожан вызывает, по меньшей мере, удивление. Разговоры о сооружении объекта идут еще с советских времен, но до сих пор перспективы проекта считались очень туманными. По словам Олега Кувшинникова, не так давно к властям обратились несколько девелоперских компаний, которые проявили интерес к инвестированию в объекты городской инфраструктуры. В ходе переговоров было принято решение о создании частно­государственного партнер­ства по строительству второго моста через Шексну.

Новый мост обещает стать самым масштабным строительным проектом в Череповце на ближайшие несколько лет. Примерный объем инвестиций в сам мост и путепроводные развязки на въездах эксперты оценили в 9 — 14 млрд рублей. Схема сотрудниче­ства с инвесторами будет оформлена концессионным соглашением. Оно предполагает сдачу государством в эксплуатацию какой­либо фирме своих объектов. При этом право собственности на объект остается у государства. Вторая сторона соглашения получает возможность извлечения из управляемого ею объекта прибыли. Прибыль же в данном случае будет возникать за счет взимания платы за проезд в течение всего срока действия договора концессии. Предполагаемый срок — 49 лет.

— Часть средств, взимаемых за проезд, инвестор будет перечислять в бюджет, — объясняет Олег Кувшинников. — Бюджет, в свою очередь, в процессе строитель­ства моста обязуется подготовить инфраструктуру. Мы обязаны разработать проект, провести конкурсы, привести в порядок земельные участки, затем построить развязки.

— Что будет со зданиями на ул. Ветка Чола и рядом с ней?

— В границах красных линий (условные границы, которые отделяют территории для застройки от других территорий — авт.) законных объектов капстроительства нет. Есть либо временные, либо незаконные объекты. Там по­строена автозаправочная станция, непонятно по каким документам. Она будет вынесена. Комитет по управлению имуществом ведет переговоры. Также будут переноситься гаражи на перекрестке ул. Краснодонцев и ул. Архангельской. Там предстоит большой комплекс работ, как и на перекрестке ул. Архангельской и пр. Победы. В течение ближайших лет городской бюджет мы будем ориентировать на подготовку инфраструктуры для строительства нового моста.

Сейчас идет формирование техзадания для проектирования нового сооружения. Само проектирование займет, скорее всего, не менее полугода. Фактически строительство начнется ориентировочно в 2012 году, а весь цикл проекта рассчитывается на восемь лет. Итоговый срок сдачи — 2015 год. Окончательную стоимость работ предстоит определить в ходе проектных изысканий. Во многом она будет зависеть от наличия или отсутствия на переправе трамвайных путей. Как подсчитали эксперты, организация трамвайного движения ведет к увеличению общей стоимости строительства примерно на 25 %. Окончательное решение на этот счет не принято.

А вот примерная стоимость проезда для легкового транспорта уже известна: расчеты ведутся исходя из коридора от 10 до 50 рублей. Власти уверяют, что настаивают на минимальной цене. Грузовикам проезд обойдется дороже. Как будет ходить общественный транспорт, еще не решено. Предполагается либо пустить его бесплатно, либо включить стоимость проезда моста в цену билета, либо предложить автоколоннам за свои сред­ства покупать некие постоянные пропуска.

— При стоимости проезда в 10 рублей — а именно эта планка на сегодня, по моему мнению, обеспечит массовость пользования платным мостом при наличии бесплатной альтернативы — говорить об окупаемости строительства не приходится, — считает специалист ООО «Капитал Групп» (фирма занимается разработкой решений по организации дорожного движения) Дмитрий Жаворонков. — Этих денег хватит только на содержание моста, а то и вообще только на содержание системы взимания платы за проезд. При более высокой стоимости проезда (100 — 150 рублей), которая может обеспечить окупаемость в течение 20 — 40 лет, местные водители сколько­нибудь массово ездить по новому мосту не будут.

По мнению директора ООО «Новотранс» Владимира Назаркова, увеличить сборы и снизить цены помогли бы транзитные потоки грузового транспорта, но пока они не развиты из­за плохого состояния загородных дорог.

— В Хорватии я видел платный туннель, который содержится в прекрасном виде и отлично работает, — рассказывает Владимир Назарков. — Люди им пользуются, так как через него добраться до нужного места можно значительно быстрее. Если такая схема работает в других странах, то почему бы не быть ей у нас? Другой вопрос, насколько быстро окупятся такие вложения. Хорошие деньги можно получить, если бы шел транзитный поток через новый мост на Рыбинск и Яро­славль. Но состояние трассы там такое, что провезти по ней можно только легковесные грузы. Пока большинство водителей пользуются федеральной трассой Вологда — Новая Ладога.

В ближайшее время различным экспертам предстоит проанализировать возможные потоки движения транспорта и пешеходов через новый мост и на этом основании сделать уже более четкие выводы относительно спорных моментов.

В Камбарском районе Удмуртии начнется возведение моста через реку Кама проектной стоимостью 11,2 млрд рублей. Об этом в сентябре сообщил начальник ГУ «Управтодор» Денис Абрамов на заседании президиума правительства Удмуртской Республики. Планируется организация платного автомобильного проезда стоимостью 145 рублей. Период окупаемости проекта — 27 лет. В настоящее время здесь действует паромная переправа стоимостью 120 рублей.

Андрей Ненастьев
№220(22630)
26.10.2009

Источник: Газета «Речь»