16 ноября 2009 года. 10:54

Сценарии будущего Череповца

Проект «Форсайт», призванный вывести Череповец из разряда моногородов, приносит первые результаты
В июле этого года, в самый разгар экономического кризиса, в Череповце было объявлено о старте проекта «Форсайт». За короткое время это непривычное для большинства горожан слово постепенно вошло в повседневную речь. Однако его точный смысл многим так и не ясен. «Форсайт» — это новая стратегия вместо стратегии «Череповец — город лидеров»? Или это комплекс мер по поддержке инновационных производств? Или же «Форсайт» призван бороться с безработицей? А может, и вовсе не решает никаких проблем, а представляет собой пустое теоретизирование? О ходе реализации проекта «Форсайт» и о том, каких результатов в его рамках уже удалось достичь, «Речи» сегодня рассказывает руководитель проекта «Форсайт Череповца», и. о. ректора Череповецкого госуниверситета Дмитрий АФАНАСЬЕВ.

— Дмитрий Владимирович, за те месяцы, что прошли с момента старта проекта, удалось добиться каких­то практических результатов, того, что можно, как говорится, потрогать своими руками?

— На сегодня у нас есть несколько возможных сценариев, а также промежуточные результаты в виде многочисленных идей и предложений экспертов и рабочих групп.

Сценарии можно свести к трем. Можно пытаться создать рядом с базовыми отраслями новый индуст­риальный сектор. Это потребует привлечения крупных частных или государственных инвестиций, привлечения в город рабочей силы и так далее. Можно сделать ставку на несколько перспективных экономиче­ских сегментов, преимущественно в неиндустриальной или постиндустриальной сферах, энергично поддержать точки роста. И третий — следовать сложившемуся ходу экономического развития, поглощая через малый бизнес высвобождающуюся рабочую силу крупных предприятий, рассчитывая на жизнестойкость ба­­зовых отраслей.

Конкретные идеи и предложения еще подлежат оценке на предмет их реалистичности и эффективности. Только после этой оценки можно будет говорить об их практическом во­площении. Тем не менее мы уже выделили несколько предложений, наиболее вероятных для реализации. Это в основном те идеи, которые опираются на очевидные, лежащие на поверхности ресурсы и компетенции города. Например, это развитие сектора малоэтажного жилищного строитель­ства, систем автономного обеспечения жилых домов. Или переработка всех видов промышленных отходов. Многие предложения касаются развития инфраструктуры. Интересны идеи по развитию бизнес­сервисов — логистика, инжиниринг, управление проектами. К числу перспективных мы относим также все проекты, связанные с повышением комфортности городской среды, и все инновационные проекты. В последнем случае есть сложности с оценкой будущей коммерческой эффективности, но они нас не пугают. Параллельно с оценкой идей мы оцениваем и все имеющиеся у города ресурсы, в том числе инфраструктурные. Чтобы мы могли говорить с инвесторами, мы должны четко показывать: вот здесь есть площадка, к ней идут такие­то дороги, протянуты электрические и другие сети и так далее. Возможно, что какие­то интересные предложения нам придется отвергнуть именно по инфраструктурным соображениям.

Все идеи сегодня в разных стадиях готовности. В некоторых случаях это просто идея, «картинка» будущего, а в других — почти готовый бизнес­план. И те, и другие случаи важны, так как мы не должны зацикливаться на стереотипе о том, что у нас город металлургов и химиков, нужно искать что­то новое. Это и есть главная цель всего проекта «Форсайт».

— Вы говорите о привлечении инвестиций, но не секрет, что сейчас инвестиционная активность резко упала…

— Это так, но это не означает, что, например, через год ситуация будет такой же. Мы должны быть готовы к началу нового инвестиционного цикла, потому что, как только экономика задышит, начнется конкуренция городов. Это будет конкуренция за частные инвестиции, за участие в различных федеральных программах, за рабочие руки и так далее. У нас есть очень хороший потенциал, сейчас мы проводим «инвентаризацию» всех возможных путей поступления инвестиций, начиная с венчурных фондов и заканчивая зарубежными инвестициями. Череповец начал «Форсайт» раньше других, и это преимущество нашего города.

— Тем не менее если вернуться к упомянутой вами идее малоэтажного строительства, то некоторые другие регионы и города опередили нас в этом направлении уже давно. У нас же до сих пор предприниматели жалуются на отсутствие инженерных сетей, удаленность поставщиков и многочисленные бюрократические препоны…

— Этот проект сейчас в разработке, и детально я не готов его комментировать, но в целом то, о чем вы говорите, это общая проблема. Сама идеология «Форсайта» в том, чтобы найти перспективный кластер, а затем посмотреть, какие есть ограничения, как их снять, какие ресурсы для этого необходимы. Потом потребуется проектное управление, а оно нуждается в механизме координации различных разрозненных сейчас структур. Возможно, потребуется создание некоего управляющего органа, который будет решать все эти вопросы. Одной из задач студентов бизнес­школы «Сколково», которые вскоре приедут к нам, и будет разработка механизма оценки и сопровождения инвестиционных проектов. Возможно, в итоге у нас появится некое муниципальное или частно­муниципальное агентство, которое будет заниматься работой с инвесторами, оценкой инвестпроектов, их воплощением в жизнь.

— Определяются ли в рамках проекта «Форсайт» приоритетные направления инвестиций? Не получится ли так, что в Череповце и после кризиса будут инвестировать в строительство торговых центров, а вложить средства, например, в реконструкцию Соляного парка так и не найдется желающих?

— Я думаю, что есть конкретное объяснение тому, почему инвесторы не идут в Соляной парк, дьявол всегда в деталях. В целом же логика бизнеса понятна: он стремится туда, где более быстрый оборот, короче срок окупаемости, меньше затраты и выше прибыль. Если до кризиса потребительский рынок в Череповце ежегодно рос на 20 — 30 %, то, естественно, мы были привлекательны для всевозможных торговых сетей. Сейчас часть проектов свернута, но как только экономика оживится, многие из них возобновятся. Однако речь не об этом. Город должен поддерживать всех, создавать для инвесторов равные условия, но при этом отдельные направления нужно поддерживать особо. Это те направления, которые слабо развиты или вообще отсутствуют, но очень перспективны. Так, при прочих равных условиях у нас не было инвестиций в туристический кластер. Торговые центры были, а туризма не было. То есть, может быть, нужно обратить внимание именно на туризм. О том же самом идет речь и в случае с поддержкой малого и среднего бизнеса. Как помочь становлению малых производственных предприятий? То есть тех предприятий, которые будут создавать стоимость, а не перерас­пределять ее, как это происходит в торговле. Тоже двухуровневая задача: поддержать малый бизнес вообще, а особенно содействовать тем направлениям, развитие которых признано приоритетным.

— Вас не смущает, что муниципалитет ограничен в мерах поддержки и различные налоговые послабления, упрощение бумажных процедур, предоставление грантов больше зависят от решений региональных и федеральных властей? В результате иногда получается так, что меры поддержки запаздывают и принимаются в тот момент, когда бизнесу они уже не слишком и нужны…

— Действительно, город ограничен в плане предоставления денежной помощи, прямой бюджетной поддержки. Тем не менее город может поддержать бизнес земельными и другими ресурсами, генпланом застройки, определением мест расположения объектов бизнеса в каждом районе, развитием инфраструктуры и так далее. Все это поможет снизить стоимость создания нового бизнеса. Также город может привлекать внешних инвесторов. Чтобы это работало, нужна хорошая репутация города, власти.

— Недавно вы стали исполняющим обязанности ректора ЧГУ. Изменилось ли в связи с этим что­то в вашем подходе к проекту «Форсайт», как вы оцениваете потенциал главного городского вуза в рамках реализации проекта?

— Ресурс ЧГУ очень серьезен, хотя даже внутри вуза он пока еще полностью не осознан. Здесь есть серьезный инновационный потенциал, есть разработки, идеи и даже готовые патенты. Нужно понимать, что, когда город определится с направлениями своего развития, эти направления потребуют изменений и в системе образования. Возможно, будут необходимы новые специальности. Потребуются серьезные изменения в самом образовательном подходе. Сейчас мы находимся в самом начале пути, ведь рынок труда нужно рассматривать в перспективе 5 — 6 лет, именно столько времени занимает подготовка специалиста в вузе. Какие специалисты нам потребуются спустя это время и что мы можем уже сейчас изменить с учетом знания о будущем? Это вопрос, который мы должны решить в рамках «Форсайта». Да, в Череповце нет ни одной академической структуры, вся наука сосредоточена в вузах и на крупных предприятиях, но мировой опыт показывает, что такая система может оказаться эффективной. Я благодарен газете «Речь» за то, что она регулярно рассказывает горожанам о череповецких ученых, их инновационных разработках, которые иногда оказываются очень неожиданными и впечатляющими. Я считаю, что эти люди должны получить известность, стать примерами для молодежи.

— Когда начнется следующий этап «Форсайта» и что он предполагает?

— Он уже начался. Вместе с мэром мы приняли решение ускорить ход «Форсайта» для того, чтобы успеть подать документы в программу правительства по поддержке моногородов и стать пилотной площадкой для реализации этой программы. Уже в декабре мы планируем создать документ по участию Череповца в этой программе, где будет использована вся информация, которую мы сейчас анализируем.

Андрей Ненастьев
№212(22622)
16.10.2009

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

ТГК-2 назвало новые сроки включения горячей воды в центре Вологды

Водоснабжение должны были восстановить сегодня утром

Последнее в рубрике

Отопление веранды в межсезонье

Вологодская область характеризуется холодным климатом, особенно в осенне-зимний период, когда температура может опускаться ниже -20°C. Если у вас есть открытая веранда в загородном доме, важно правильно выбрать систему отопления, чтобы создать комфор