30 октября 2009 года. 12:58

Таланты готовы, слово за поклон­никами

В Череповце появится шестая Домна — такое имя носит героиня Татьяны Макаровой в новом спектакле Камерного театра
За очередную пьесу Островского Камерный театр, который еще несколько лет назад вышел с постановкой похождений Бальзаминова, взялся по нескольким причинам. Во­первых, актеры любят играть, а зрители обожают смотреть качественную драматургию. Во­вторых, в пьесах Ост­ровского обычно столько героев, что хватит на футбольную команду и даже с запасными, а следовательно, можно занять всю труппу Камерного театра. И наконец, главный режиссер Татьяна Макарова (на фото) призналась «Речи», что получает эстетическое удовольствие, облачаясь в купеческое платье XIX ве­ка. Премьера «Талантов и поклонников» состоится в День города 4 ноября.

Впервые постановка пьесы Александра Островского «Таланты и по­клонники» пройдет в День города, 4 ноября. Все участники спектакля (одних актеров — тринадцать человек) наводят последний лоск на спектакль, днюя и ночуя в театре. Дабы не слишком беспокоить артистов, режиссеров и художников накануне премьеры, «Речь» ограничилась тремя вопросами главным создателям спектакля.

Почему Островский?

Олег ЛЕВАКОВ, народный артист России, режиссер спектакля «Таланты и поклонники»:

— Островский — школа русского театра, причем оптимальная для актера и режиссера. Он вобрал в себя национальный культурный дух России. Любой театр, уважающий себя и заявляющий о своем профессионализме, всегда берет Островского в свой репертуар. Так было, и так будет. Я ставил его несколько раз и очень рад нашей новой встрече на сцене Камерного театра.

Татьяна Макарова, главный режиссер Камерного театра, исполнительница роли Домны Пантелеевны, матери главной героини:

— Знаете, хочется какой­то преемственности — в прежние времена, когда в Череповце еще существовал театр, на нашей сцене играли Островского. А вообще, одной из визитных карточек театра была опера «Жизнь за царя», которую мы вряд ли возобновим. Плюс ко всему Островский мне очень нравится, потому что он очень любил актеров. Он был близок к театру и отлично знал, что, помимо прим и премьеров, актеры люди бедные. Потому всегда давал возможность всем заработать на кусок хлебушка: его спектакли очень густонаселенные, и каждый герой со своим характером. Мне это тоже импонирует, потому что мы смогли занять в «Талантах и по­клонниках» почти всю нашу труппу — тринадцать человек. Импонирует и то, что в спектаклях по Островскому надеваются костюмы той эпохи, удивительно красивые. Наш художник Наталья Ситуха сшила удивительные костюмы, причем в деталях соответ­ствующие исторической эпохе. Для некоторых костюмов даже пришлось восстанавливать те самые корсеты, которые носили дамы в XIX веке.

Олег Леваков:

— Кстати, о костюмах. Я не против экспериментов, но до определенной степени. Соблазна одеть героев Ост­ровского в маечки и мини­юбочки у меня не было. В этом отношении я совершенный ретроград. Никаких авангардизмов, ремейков и осовремениваний в отношении этого автора я не приемлю. Джинсы в спектаклях по Островскому я бы счел кощунством и издевательством над национальным достоянием. Да­да, именно так. Джинсами мы унижаем самих себя. Нужно понять глубину его пьес, а не менять оболочку, выдавая это за новаторство.

Татьяна Макарова:

— Какое­то время мы опасались браться за классику. Я уверена, что до классики труппа должна дорасти. Чтобы ее играть, нужен опыт, профессиональный и житейский. Ради того, чтобы протащить имя классика на афишу, классику ставить нельзя. Наш театр очень долго шел к этому. Поражает язык Островского — хороший, сочный, богатый русский язык. Но иногда он подставлял нам «ножку». В речи моей героини Домны Пантелеевны множество устаревших, просторечных слов: «нешто», «неужли». Я поначалу старалась заменить их более понятными синонимами, думала проскочит. Куда там… Олег Леваков проверял каждое слово и делал замечание. Считаю, что он был абсолютно прав: в речи героя просвечивает его характер. Моя Домна у Островского выписана дамой простой, но простушки у меня все равно не получается, я нагрузила этот образ дополнительными смыслами.

Почему про актеров?

Татьяна Макарова:

— Спектакль представляет собой театр в театре. В пьесе «Таланты и по­клонники» рассказывается о жизни провинциального театра и его актеров. То, что мы поставили этот материал, вовсе не говорит о нашем эгоизме или о том, что нам больше не о чем рассказать. К примеру, когда писатель берет главным героем писателя, значит, он созрел для того, чтобы проаназировать это как творческое, социальное и гражданское явление. Ему хочется посмотреть на себя со стороны, поразмышлять, тот ли путь в жизни он избрал.

Олег Леваков:

— Пьеса очень актуальна, созвучна сегодняшнему дню. Героиня выбирает, будет ли она продолжать творить, при этом страшно нуждаясь, нищенствуя, либо погонится за материальными дивидендами, которыми, к слову, тоже можно воспользоваться по­разному. Прогулять в ресторане или положить на алтарь искусства. Что выбрать — это до сих пор дилемма. Деньги никто не отменял, и от них многое зависит — к сожалению, творчество тоже. И сегодня мы это отлично почувствовали.

— А актер и режиссер Олег Леваков как решил для себя эту дилемму?

— Лично я живу по такому принципу: браться за ту работу, где я востребован. Я с удовольствием откликаюсь на предложения людей, которые хотят со мной работать и дружить. В моей сегодняшней жизни все есть: и серьезные театральные работы, и телесериалы, и публичные акции, и творче­ские вечера, и еще много чего. Сейчас, к примеру, ставлю большой концерт к 230­летию театральной академии Санкт­Петербурга.

Кто в главной роли?

Татьяна Макарова:

— Мне очень хотелось, чтобы молодая актриса Майя Басова получила главную роль, которая помогла бы ей раскрыться. Для нее роль актрисы Александры Негиной — настоящий подарок, это шанс понять что­то про себя. За время репетиций с Майей происходили удивительные метаморфозы. Когда мы готовили спектакль, она вышла замуж, и уже через месяц это почувствовалось: появился некоторый опыт в отношениях между полами и другие тонкости. И все это она тут же привнесла в свою героиню.

Майя Басова:

— Пока особенно не волнуюсь. Ожидаю, что беспокойство придет на премь­ере, когда я пойму, что репетиции кончились и на спектакль пришли люди. Очень было интересно поработать с Олегом Александровичем Леваковым. Он не только отличный режиссер, но и обладает способностями лекаря. К примеру, несколько раз я приходила на репетиции больная, а уходила абсолютно здоровая. До сих удивляюсь. Помню, как я впервые прочитала пьесу, подумала о своей героине: ну и нытик мне достался, чуть что — сразу в слезы. Со временем я поняла ее лучше, увидела и характер, и ум, зауважала ее всей душой. Мне всегда больше нравились не лирические нежные героини, а сильные женщины и оторвы. К примеру, очень хотелось бы сыграть Кармен или женщину этого типа.

Сергей Виноградов
№202(22612)
30.10.2009

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

1500 квадратных метров охватило пламя на лесопильном предприятии в посёлке Новатор

С огнём всю ночь боролись более пяти десятков человек

Последнее в рубрике

Проехать в парк Мира на автомобиле всё лето можно только со стороны Ботанического сада

Участок улицы Бурмагиных рядом с Лазаревской церковью перекрыт для движения транспорта на срок до конца ноября