17 октября 2009 года. 15:58

Барак Обама как черный голубь мира

И вот появляется человек, олицетворяющий перемены для собственной нации и миллионов людей на планете
Вручение Нобелевской премии мира президенту США Бараку Обаме встретило в мире неоднозначную реакцию — от бурных восторгов до не менее бурного недоверия и глубокого разочарования. Особенно интересна позиция лауреатов этой премии прежних лет. Например, экс­генсек ООН Кофи Аннан (2001) и религиозный деятель из ЮАР Десмонд Туту (1984) решение Нобелевского комитета одобрили. Экс­президент СССР Михаил Горбачев решил оставить этот вопрос без комментариев. А вот бывший президент Польши Лех Валенса, получивший награду в 1993 году, придерживается иного мнения: «Так быстро? По­моему, чересчур рано, он пока не внес никакого вклада в дело мира».

Это присуждение стало для всех полнейшей неожиданностью. Большинство наблюдателей склонно считать, что премию Обаме дали не за какие­то заслуги, а просто за то, что он — не Джордж Буш, не такой тугодум, не такой самодур, не такой «безнадежный болван». Словом, появился в США нормальный руководитель, и весь мир уже готов нести к его ногам «все премии мира». Пожалуй, впервые вердикт норвежского Нобелевского комитета встречает такую реакцию, как в этом году. Никогда еще политик не удостаивался «Нобеля» не за действия, а исключительно за намерения. В завещании Альфреда Нобеля говорится о том, что премия мира полагается тому, «кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирным договоренностям». Понятно, что подобным вкладом может считаться и формулирование программы, определенной философии международных отношений, повлиявшей на ситуацию в мире. Но такие премии, как правило, вручаются интеллектуалам или правозащитникам (наиболее яркий пример — Андрей Сахаров). Когда же речь идет о политических деятелях, тем более облеченных такой колоссальной властью, как Обама, то отмечать принято реальные достижения.

Спору нет, решения Нобелевского комитета критиковали и раньше. Временами действительно непонятно, чем вызван тот или иной вердикт. Но как правило, соблюдается основной прин­цип — поощрять процессы, которые жюри считает важными. В последнем абзаце сообщения о вручении премии Обаме так и сказано: «В течение 108 лет норвежский Нобелевский комитет стремится стимулировать в точности ту международную политику и те подходы, самым ярким выразителем которых в мире является сегодня Обама». Невольно задаешься вопросом: а не впал ли комитет Нобеля в коллективное идолопоклонничество?

Вообще­то, Нобелевская премия мира при всех неизбежных изъянах — относительно точный индикатор состояния дел в мире. Возьмем время перелома: конец 1980­х — начало 1990­х. Лауреаты — далай­лама, Михаил Горбачев, лидер бирманской оппозиции Аун Сан Су Чжи и правозащитница из Гватемалы Ригоберта Менчу. Все последовательно: время надежд на то, что тоталитарные и диктаторские режимы от Азии до Латин­ской Америки уходят в небытие, открывая путь совершенно иному миру.

1990­е и начало 2000­х — попытка оформления этого самого мира. Шесть премий — за разрешение хронических конфликтов. Отмена апартеида в ЮАР, мирный процесс Израиль — Палестина (по крайней мере, тогда многим так казалось), бескровное отделение Восточного Тимора от Индонезии, урегулирование столетнего конфликта протестантов и католиков в Ольстере, начало примирения на Корейском полуострове, посреднические усилия в разных регионах…

Еще четыре премии того времени выданы транснациональным институтам, призванным символизировать прогрессивное мышление в духе перемен: антиядерная Пагуошская конференция, движение за запрет противопехотных мин, «Врачи без границ», ООН.

Наконец, наступил период после 2003­го. Упадок так и не наступившего «нового мирового порядка». Един­ственная организация, удостоенная премии, — МАГАТЭ, явная попытка поддержать распадающийся режим нераспространения ядерного оружия. Остальные лауреаты — частные лица, в одиночку стремящиеся сделать то, с чем не справляются деградирующие институты. Иранская правозащитница Ширин Эбади, кенийская «зеленая» Вангари Маатаи, изобретатель системы микрокредитов беднейшим Мохаммад Юнус из Бангладеш, Альберт Гор, человек — символ борьбы против изменения климата.

Каждое из этих имен доказывает миру, увы, одно: никакой роли личности в истории не существует; создать мир и процветание сверху не удается. Остается лишь поддержать тех, кто пытается содействовать этому снизу. Премия же прошлого года — свидетельство глубокого кризиса международной системы «Нобелев­ского мира»: был отмечен финн Мартти Ахтисаари, автор плана урегулирования косовской проблемы, который не только не был воплощен в жизнь, но и разбил Хельсинкские договоренности 1978 года о неприкосновенности границ в Европе и положил начало образованию новых государств на постсоветском пространстве.

Следует признать, что нынешнее награждение Барака Обамы — это своего рода «символ веры в чудо». За 20 лет, прошедших после «холодной войны», мировой порядок создать так и не удалось. Ни институты, ни индивиды не могут остановить постепенную структурную дестабилизацию мира. Из конфликтов, за разрешение которых награждали в 1990­е, урегулированным можно считать разве что ольстерский, а в некоторых (ближневосточный) ситуация вообще резко ухудшилась. Международные организации не восстановили влияние, а большинство авторитарных режимов чувствуют себя уверенно.

И вот появляется человек, олицетворяющий перемены для собственной нации и миллионов людей на планете. Он обаятелен и красноречив, он произносит исключительно правильные вещи и призывает к прекрасным целям. Всем очень хочется верить, что он способен не только говорить, но и сделать то, о чем говорит. Потому что если не сможет он, то непонятно вообще, на что рассчитывать.

При этом сам лауреат оказался в довольно неудобном положении, получив огромный обязывающий аванс, о котором не просил. Да и Нобелев­ский комитет пошел на серьезный риск, поставив собственное реноме в зависимость от политики, которую будет проводить президент сверхдержавы, вовлеченной на данный момент в два крупных вооруженных конфликта и всегда готовой применять силу. Между тем скандальное вручение может плохо сказаться на карьере председателя норвежского Нобелевского комитета Турбьерна Ягланда. Две правые парламентские партии Норвегии обратились к Ягланду с призывом добровольно оставить свой пост, чтобы не дискредитировать премию мира. Да и его собственная Рабочая партия, председателем которой Ягланд ранее являлся, бывшим лидером недовольна.

Неоднозначной была реакция на эту новость и в самих США. «Пятеро норвежских политиков пошли на удивительный, но недвусмысленный шаг, — пишут журналисты The Washington Times, — они вручили одну из самых желанных наград в мире, Нобелев­скую премию мира, президенту США Бараку Обаме, что стало своего рода «пощечиной» предыдущему президенту Джорджу Бушу­младшему и знаком одобрения нового, более мягкого внеш­неполитического курса Вашингтона. В пятницу, когда американцы еще переваривали эти известия, некоторые сочли их за шутку, другие были удивлены тем, что президент был номинирован на премию всего через 12 дней после вступления в должность».

Эта награда стала «вздохом коллективного облегчения» в связи с тем, что Джорджа Буша больше нет на посту президента.

Несмотря на некоторые спекуляции по поводу того, что Обама, возможно, вежливо отклонит награду, американский лидер все же принял ее и в электронном письме своим сторонникам объяснил почему. «Если быть честным, я не чувствую, что заслужил быть в компании столь многих <…> фигур, изменивших мир, — написал он, — но также я знаю и то, что на протяжении истории Нобелевская премия мира использовалась не только для того, чтобы отметить особые достижения, но и как средство ускорения в ряде случаев… И поэтому я принимаю эту награду как призыв к действию — призыв ко всем странам ответить на общие вызовы ХХI века».

Президент США пояснил, что имеет в виду мир, свободный от ядерного оружия и угрозы изменения климата, основанный на «взаимных интересах и взаимном уважении» между представителями разных религий и рас, лишенный страха перед болезнями и насилием, дающий возможность получить образование и вести достойную жизнь. Отдельно он упомянул о праве «всех израильтян и палестинцев жить в мире и безопасности в своих собственных странах».

При всем том ни сам Обама, ни Белый дом от его лица не обещают, что США будут впредь воздерживаться от нарушения мира. Помимо рассуждений об общечеловеческих ценностях и идеалах, «черный голубь мира», как назвал его после присуждения премии один из опытных вашингтонских наблюдателей, напомнил, что остается главнокомандующим вооруженными силами страны, которая ведет сейчас сразу две войны. В одной из них — афганской — за последние месяцы произошла заметная эскалация.

Вообще, как известно, США в по­следние годы воюют едва ли не чаще любой другой страны. При этом и президенты США, и их пресс­секретари не перестают повторять, что в Америке все без исключения «хотят мира не только для всей своей страны, но и для всего мира». Журналисты, правда, все же спросили Обаму, как увязать новый почетный статус с планами отправки дополнительных войск в Афганистан. «Как я только что упоминал, — ответил на это президент, — существуют необходимые акции, которые должны предприниматься и будут предприниматься нашей страной для защиты национальной территории», предотвращения атак на себя и своих союзников. Поддержал коллегу и французский президент Николя Саркози: «Вручение «Нобеля» Бараку Обаме ставит штамп на возвращении Америки к сердцам народов всего мира». Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун также согласился с тем, что решение Нобелевского комитета отражает символическую поддержку новой американской политики.

Говорят, у американцев есть маленькая шутливая молитва: «Боже, помоги мне быть таким человеком, за какого принимает меня моя собака». И у Обамы тоже есть пес. Поздравляя президента США с большим нобелевским «авансом», все, конечно, желают, чтобы слова о мире никогда не расходились у него с делами.

Сергей Бегляк
№192(22602)
16.10.2009

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей

До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт

Последнее в рубрике

Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией

Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа