6 октября 2009 года. 10:19

Дерево под роспись

В Череповец съехались лучшие в стране мастера росписи по дереву
Как на древних комодах затерянного в лесах Вологодчины Харовска появились желтые львы и отчего покраснели кони на архангельских прялках, выяснилось на научно­практической конференции «Роспись по дереву. Традиции и современность», которая в четверг и пятницу прошла в барском доме усадьбы Гальских. В первый день участники и вольные слушатели конференции, которая собрала более двадцати искусствоведов и мастеров со всего Северо­Запада России, слушали и обсуждали, во второй занялись делом. Двенадцать мастер­классов прошло в усадьбе в мокрую пятницу. Журналист «Речи» на себе ощутил, что в дождливую погоду приятно не только спать и смотреть в окно, но и заполнять листок бумаги конями и оленями.

«Где здесь мастер­классы проходят?» — спрашиваем вахтера на входе. «Да везде», — слышим ответ. И правда, почти во всех помещениях барского дома выставлены длинные столы, за которыми три — пять учеников (в большинстве своем коллеги­мастера) выводят узоры и изображения животных под бдительным оком преподавателя. Ближняя ко входу комната была отдана под занятие заведующей отделом народных ремесел харовского Центра традиционной народной культуры Елены Петровой. С листочков смотрит семейство кошачьих. «Львы — один из главных сюжетов нашей росписи, — объясняет Елена Анатольевна. — Харовчане воспринимали это животное как оберег и помещали его изображение на входных дверях, печных трубах, шкафах, в общем, местах, откуда могла прийти в дом опасность. Мы уже шестнадцать лет восстанавливаем нашу харовскую роспись. Мастеров, которые бы ею занимались, сейчас уже не осталось, изучаем по этнографическим образцам. С начала 90­х годов мы с учениками объехали весь наш район — материала довольно много, какие­то предметы с росписью нам дарили, с других копировали». Естественный вопрос: откуда в древнем Харовске львы? По словам Елены Петровой, на этот счет существует несколько версий. Лев — это христианский символ, и возможно, харовчане видели его изображение в церковных книгах. Впрочем, лев с картинки нисколько не прибавил харовчанам знаний, как он выглядит и где обитает. Елена Петрова рассказала, что даже сегодня в глухих местах Харовского района старушки называют львов со старинных орнаментов «собаками с белой гривой».

Следующая гостиная барского дома превращена в класс мастера из Архангельска Людмилы Щеглихиной. О том, что ее более чем тридцатилетний опыт изучения и воспроизведения северных росписей не устарел в сегодняшнее время, говорит тот факт, что Людмила Михайловна преподает на кафедре дизайна главного вуза Архангельска. На мастер­классе она представляет борецкую роспись, которая уже больше полувека числится среди умерших разновидностей ремесла. «Я бы не назвала борецкую роспись ремеслом, это самое настоящее искусство, — утверждает Людмила Щеглихина. — Одним из главных мотивов этой росписи является красный конь, символ солнца. Мастера строго разделяли обычного коня, на котором они пашут и ездят, и символического. Смотрите, на лицевой стороне традиционной прялки изображен конь, который везет сани с людьми, а на оборотной стороне — незапряженный конь, который символизирует солнце, движение, энергию. Красный цвет на Севере всегда очень любили, он везде доминирует. Я нередко встречаюсь с несколько высокомерным отношением к росписи. Говорят, что в ней нет творчества, сплошное копирование. Не согласна. Возможности для творчества неограниченные. У меня есть роспись по коробу, где я изобразила себя маленькую, себя взрослую, себя в стадии формирования своей семьи, и даже своих внуков изобразила, которых пока нет, но я хочу, чтобы они были».

Раскрывая нам тайны борецкой росписи, Людмила Михайловна то и дело прерывается, дабы скорректировать работы молодой ученицы, которая сидит напротив и рисует того самого красного коня. «Рука кладется на стол… линии более плавные…» — подсказывает мастер.

Девушку, которая, скромно потупив взор, старается справиться с конем, зовут Юлия. Она выпускница Санкт­Петербургского госуниверситета и сейчас пишет диссертацию по росписи. «Моя дипломная работа касалась традиционной росписи Вологодской области, поэтому эта земля для меня почти родная, — рассказывает Юлия. — В диссертации хочу затронуть тему взаимодействия русской и западной росписей, потому что мы очень мало знаем друг о друге, и трудов на эту тему пока нет. Вообще, хочу всерьез заняться темой продвижения нашей росписи в Европе — у меня уже есть кое­какие связи там; собираюсь организовывать выставки русской росписи на Западе, а также хочу заняться переводом зарубежных изданий на эту тему». Недавно она вернулась из научной экспедиции по Сибири, где древняя роспись до сих пор современна — в глухих деревнях люди изображают на заборах и воротах членов семьи, домашних животных и даже автомобили, причем в старинной традиции.

Наша экскурсия по увлеченному росписью барскому дому Гальских завершается на чердаке, где обосновалась народный мастер Вологодской области из обла­стной столицы Галина Сорокина. «Милости просим, — приветливо встречает она. — Как здорово, что к нам наконец мужчина пришел — моей любимой мезенской росписью традиционно занимались исключительно мужчины. Хотите попробовать? Это самая древняя из росписей и единственная, где рисунок построен на сложении геометрических фигур. Меня часто спрашивают, как раньше люди рисовали такие изумительно правильные круги, ведь циркулей у них не было. Ошибаются, были. Я моим ученикам долгое время не позволяла пользоваться линейкой и циркулем, а они нашли информацию и доказали мне, что наши предки располагали устройствами, напоминающими примитивный циркуль».

Сергей Виноградов
№183(22593)
05.10.2009

Источник: Газета «Речь»