Дерево под роспись
В Череповец съехались лучшие в стране мастера росписи по дереву
Как на древних комодах затерянного в лесах Вологодчины Харовска появились желтые львы и отчего покраснели кони на архангельских прялках, выяснилось на научнопрактической конференции «Роспись по дереву. Традиции и современность», которая в четверг и пятницу прошла в барском доме усадьбы Гальских. В первый день участники и вольные слушатели конференции, которая собрала более двадцати искусствоведов и мастеров со всего СевероЗапада России, слушали и обсуждали, во второй занялись делом. Двенадцать мастерклассов прошло в усадьбе в мокрую пятницу. Журналист «Речи» на себе ощутил, что в дождливую погоду приятно не только спать и смотреть в окно, но и заполнять листок бумаги конями и оленями.
«Где здесь мастерклассы проходят?» — спрашиваем вахтера на входе. «Да везде», — слышим ответ. И правда, почти во всех помещениях барского дома выставлены длинные столы, за которыми три — пять учеников (в большинстве своем коллегимастера) выводят узоры и изображения животных под бдительным оком преподавателя. Ближняя ко входу комната была отдана под занятие заведующей отделом народных ремесел харовского Центра традиционной народной культуры Елены Петровой. С листочков смотрит семейство кошачьих. «Львы — один из главных сюжетов нашей росписи, — объясняет Елена Анатольевна. — Харовчане воспринимали это животное как оберег и помещали его изображение на входных дверях, печных трубах, шкафах, в общем, местах, откуда могла прийти в дом опасность. Мы уже шестнадцать лет восстанавливаем нашу харовскую роспись. Мастеров, которые бы ею занимались, сейчас уже не осталось, изучаем по этнографическим образцам. С начала 90х годов мы с учениками объехали весь наш район — материала довольно много, какието предметы с росписью нам дарили, с других копировали». Естественный вопрос: откуда в древнем Харовске львы? По словам Елены Петровой, на этот счет существует несколько версий. Лев — это христианский символ, и возможно, харовчане видели его изображение в церковных книгах. Впрочем, лев с картинки нисколько не прибавил харовчанам знаний, как он выглядит и где обитает. Елена Петрова рассказала, что даже сегодня в глухих местах Харовского района старушки называют львов со старинных орнаментов «собаками с белой гривой».
Следующая гостиная барского дома превращена в класс мастера из Архангельска Людмилы Щеглихиной. О том, что ее более чем тридцатилетний опыт изучения и воспроизведения северных росписей не устарел в сегодняшнее время, говорит тот факт, что Людмила Михайловна преподает на кафедре дизайна главного вуза Архангельска. На мастерклассе она представляет борецкую роспись, которая уже больше полувека числится среди умерших разновидностей ремесла. «Я бы не назвала борецкую роспись ремеслом, это самое настоящее искусство, — утверждает Людмила Щеглихина. — Одним из главных мотивов этой росписи является красный конь, символ солнца. Мастера строго разделяли обычного коня, на котором они пашут и ездят, и символического. Смотрите, на лицевой стороне традиционной прялки изображен конь, который везет сани с людьми, а на оборотной стороне — незапряженный конь, который символизирует солнце, движение, энергию. Красный цвет на Севере всегда очень любили, он везде доминирует. Я нередко встречаюсь с несколько высокомерным отношением к росписи. Говорят, что в ней нет творчества, сплошное копирование. Не согласна. Возможности для творчества неограниченные. У меня есть роспись по коробу, где я изобразила себя маленькую, себя взрослую, себя в стадии формирования своей семьи, и даже своих внуков изобразила, которых пока нет, но я хочу, чтобы они были».
Раскрывая нам тайны борецкой росписи, Людмила Михайловна то и дело прерывается, дабы скорректировать работы молодой ученицы, которая сидит напротив и рисует того самого красного коня. «Рука кладется на стол… линии более плавные…» — подсказывает мастер.
Девушку, которая, скромно потупив взор, старается справиться с конем, зовут Юлия. Она выпускница СанктПетербургского госуниверситета и сейчас пишет диссертацию по росписи. «Моя дипломная работа касалась традиционной росписи Вологодской области, поэтому эта земля для меня почти родная, — рассказывает Юлия. — В диссертации хочу затронуть тему взаимодействия русской и западной росписей, потому что мы очень мало знаем друг о друге, и трудов на эту тему пока нет. Вообще, хочу всерьез заняться темой продвижения нашей росписи в Европе — у меня уже есть коекакие связи там; собираюсь организовывать выставки русской росписи на Западе, а также хочу заняться переводом зарубежных изданий на эту тему». Недавно она вернулась из научной экспедиции по Сибири, где древняя роспись до сих пор современна — в глухих деревнях люди изображают на заборах и воротах членов семьи, домашних животных и даже автомобили, причем в старинной традиции.
Наша экскурсия по увлеченному росписью барскому дому Гальских завершается на чердаке, где обосновалась народный мастер Вологодской области из областной столицы Галина Сорокина. «Милости просим, — приветливо встречает она. — Как здорово, что к нам наконец мужчина пришел — моей любимой мезенской росписью традиционно занимались исключительно мужчины. Хотите попробовать? Это самая древняя из росписей и единственная, где рисунок построен на сложении геометрических фигур. Меня часто спрашивают, как раньше люди рисовали такие изумительно правильные круги, ведь циркулей у них не было. Ошибаются, были. Я моим ученикам долгое время не позволяла пользоваться линейкой и циркулем, а они нашли информацию и доказали мне, что наши предки располагали устройствами, напоминающими примитивный циркуль».
Сергей Виноградов
№183(22593)
05.10.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →