23 сентября 2009 года. 15:38

Летопись жизни, сохраненная в деревьях

Лес я люблю с детства, — говорит Мария Соболева, 73­летняя череповчанка. — Долгие годы работала лесоводом в районе; потом — озеленителем в городе. Сейчас вспоминаю, сколько деревьев посажено моими руками, — и сама удивляюсь: не счесть! Конечно, в лесу каждое дерево не сосчитаешь. А в городе я помню многие из тех мест, где когда­то делала посадки. И сейчас, в пожилом возрасте, я решила обойти все «свои» деревья и провести личную инвентаризацию. Чтобы осталась какая­то память».
На мысль составить опись деревьев, посаженных ее руками, Марию Григорьевну навели наблюдения за жизнью города: многие районы Череповца меняли свое лицо; там, где раньше были скверики, строятся новые дома. Но что­то остается неизменным.

— В лесу инвентаризацию делают, чтобы определить процент приживаемости ценных деревьев, — говорит лесовод. — А мне интересно, какие из моих посадок до сих пор живут и продолжают служить людям. Поэтому я хожу по городу с фотоаппаратом; снимаю свои деревья и записываю в особую тетрадь их состояние и количество. Конечно, очень много деревьев мы посадили во дворах, когда я работала в озеленении, — всех их сейчас и не вспомнить! В своей инвентаризации я опишу только важные объекты города, к которым я приложила свои усилия.

«Речь» решила вместе с Марией Григорьевной прогуляться по тем уголкам города, которые зазеленели благодаря ее рукам.

Почтамт. Особенности выращивания дуба в городе.

— Примерно с 1995 до 2003 года я работала на почтамте, — вспоминает Мария Григорьевна. — Вахтером. А начальником тогда у нас была Людмила Гавриловна Ковальчук. Так вот, она на своем дачном участке вырастила сеянцы дуба из желудей и решила озеленить территорию возле почтамта. Я вызвалась ей помочь. А еще с нами работал ее сын Андрей. Вообще, о дубе я много узнала, еще когда была лесоводом; это дерево ценное, но капризное. Вырастает оно только при боковом затенении, потому что не любит прямой солнечный свет. Поэтому дубки мы с Людмилой Гавриловной сажали так, чтобы они оказывались в тени других деревьев и друг друга. Следующие два года я много ухаживала за ними: поливала, удобряла, обкашивала… Многие работники почтамта помогали мне. А потом меня сократили, а Людмила Гавриловна ушла на пенсию. И дубки наши стали расти стихийно. Но ничего, выросли, ни один не погиб! Пока они больше на кустики похожи, но скоро у них определится ствол, и они пойдут расти в высоту.

Кирилловское шоссе. Зеленая изгородь уступила место застройке.

— Очень большую работу мы проделали по озеленению Кирилловского шоссе, — рассказывает наша собеседница. — Было это много лет назад, когда шоссе еще только по­строили. Почти гектар газона мы там высадили. Возили землю, разравнивали, засевали газонной травой… А вдоль газона посадили живую изгородь — спирею. Очень большие день­ги были вложены, чтобы облагородить это место. А теперь от этой работы ничего не осталось, потому что землю отдали под коммерческую застройку. С деревьями в городе часто так бывает: происходит перепланировка, и они исчезают. Вот, например, не все жители города помнят скверик на улице М. Горького, который потом тоже разровняли и отдали землю частникам.

Парк 200­летия Череповца. Деревья «выросли» из колышков.

— А вот парк 200­летия до сих пор стоит, и там каждый год ухаживают и за деревьями, и за цветниками, — говорит Мария Соболева. Парком она особенно гордится, потому что когда­то именно она переносила план будущего места отдыха горожан с бумаги на землю. — Деревья высаживаются через четыре метра. И все их пришлось разметить, на их месте поставить колышки. Начинаешь колышки втыкать и размечать: вот здесь граница; здесь дорожка; следующая дорожка; здесь цветник… Потом в парке много работали и комсомольцы, и школьники, и партийные работники; на месте моих колышков посадили деревья. Большинство из них до сих пор стоят, стали очень большими! А я их помню еще саженцами.

Детский сад № 102. Березки на радость детям.

— Сейчас я работаю сторожем в детском саду. И здесь тоже помогаю озеленять территорию. Вот, на фотографии, елочки, березки… Березки я пересаживала уже взрослыми; они трудно приживались. Но ничего, принялись.

А мы вспоминаем, как встретились с Марией Григорьевной во время акции «Родил ребенка — посади дерево!», которую «Молодая Гвардия Единой России» проводила в этом садике. Пожилая женщина помогала родителям и детям сажать березы, клены, кустарник. Большинство молодых деревцев, которые сейчас зеленеют на территории садика, обязаны своим появлением ей.

— Я везде, где работала, помогала озеленять территорию, — добавляет наша собеседница. — На химзаводе работала — и там помогала! Но меня туда с моей инвентаризацией не пустят: и пропуска нет, и снимать там нельзя…

Алена Андреева №175(22585)
23.09.2009

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей

До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт

Последнее в рубрике

Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией

Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа