Дмитрий Горошков: «Серьезных провалов и взлетов мы не ждем»
Спрос и цены на стальную продукцию, рухнувшие по вине мирового финансово-экономического кризиса в IV квартале прошлого года, подтолкнули российских металлургов к поискам новых рынков сбыта, совершенствованию продуктовой линейки и снижению издержек. Долю экспорта в структуре продаж увеличило и ОАО «Северсталь» — почти вдвое, до 50 — 60 %. О текущей ситуации на рынках сбыта и прогнозах на будущее рассказал в интервью «Интерфаксу» директор по сбыту ЧерМК «Северсталь» Дмитрий Горошков.
Спрос и цены на стальную продукцию, рухнувшие по вине мирового финансово-экономического кризиса в IV квартале прошлого года, подтолкнули российских металлургов к поискам новых рынков сбыта, совершенствованию продуктовой линейки и снижению издержек. Долю экспорта в структуре продаж увеличило и ОАО «Северсталь» — почти вдвое, до 50 — 60 %. О текущей ситуации на рынках сбыта и прогнозах на будущее рассказал в интервью «Интерфаксу» директор по сбыту ЧерМК «Северсталь» Дмитрий Горошков. — Дмитрий Юрьевич, долгосрочно ли нынешнее оживление на рынках? Есть ли признаки реального спроса? Как поведут себя цены на сталь в сентябре — декабре?
— Мы считаем, что сейчас рынок развивается волнообразно, и после оживления непременно происходит некое замедление, что вызывается локальным насыщением спроса, избытком мощностей (опять же локальным). Позитивно то, что эти волны характеризуются все меньшей амплитудой, то есть серьезных провалов (собственно, как и взлетов) мы уже не ожидаем. Поэтому у нас есть основания полагать, что август-сентябрь еще могут оказаться успешными, но ближе к концу года может произойти очередная корректировка спроса. То есть возможно снижение мировых спотовых цен на несколько десятков долларов, что, прежде всего, будет связано с наполнением складов, с традиционным снижением спроса в зимний сезон, с избытком мощностей (которые были введены на фоне нынешнего оживления).
— Какие рынки сейчас для компании ключевые, на какие «Северсталь» планирует выйти в перспективе? Какая доля производимой продукции поставляется на китайский рынок, в другие азиатские страны? Намерена ли компания наращивать эту долю?
— Для нас ключевым был, есть и будет, мы надеемся, все-таки российский рынок, рынок СНГ, несмотря на то, что его доля существенно сократилась в связи с экономическим кризисом. Нам удалось, перенаправив часть объема с российского рынка на рынки Китая, других азиатских стран, стран Ближнего Востока, сохранить объем производства, пусть и не полностью.
Но мы считали и считаем это временной мерой. В подтверждение приведу статистику: в Китай в начале года мы отгружали более 100 тыс. тонн в месяц, сейчас отгрузки в эту страну имеют намного более умеренный характер — до 40 тыс. тонн различной продукции в месяц.
Соответственно, если в дальнейшем не будет резких провалов, как это было в IV квартале прошлого года — I квартале текущего года, то мы считаем, что существующая структура продаж будет изменяться в пользу российского рынка до искомых 60 — 70 %, которых мы достигали уже в прошлом. Вопрос только в темпах его восстановления.
— Китай планировал антидемпинговое расследование по ввозу горячекатаного проката из РФ. Насколько высок риск введения пошлин и какой негативный эффект от этого может получить «Северсталь»?
— Действительно, мы несколько месяцев отгружали существенный объем данной продукции на рынок Китая. Но причин для расследования мы не видим. Во-первых, наши отгрузки не носили сколько-нибудь долгосрочного характера. Во-вторых, объем потребления и производства металлопроката в Китае не только не просел за период кризиса, а даже вырос, чему стал поддержкой стимулирующий пакет китайского правительства, направленный в основном в инфраструктурные отрасли. В итоге наши отгрузки составили каплю в море китайского потребления, поэтому мы не считаем, что нанесли сколько-нибудь серьезный ущерб рынку металлопроката этой страны. И повторюсь, сейчас ситуация уже в корне изменилась.
— Кроме введения пошлин на ввоз в Россию проката с полимерным покрытием, какие заградительные меры, по вашему мнению, создали бы условия для добросовестной конкуренции?
— Сразу хочу подчеркнуть, что мы вообще в целом против огульного введения каких бы то ни было ограничений. Но если будут появляться признаки злоупотребления: демпинговые продажи, нанесение ущерба российской отрасли, то мы будем подавать соответствующие сигналы — и вот в этом случае для нас важно, чтобы с этими сигналами считались и оперативно на них реагировали. Что касается очевидных примеров.
Мы хотели бы, к примеру, увеличивать долю толстого листа в поставках, но пока в I полугодии это нам не удавалось (несмотря на 50-процентную загрузку наших мощностей в I полугодии, в страну завозились колоссальные объемы импорта), будем надеяться, что удастся в дальнейшем. Мы направили соответствующие предложения в правительство по вопросу увеличения импортных пошлин на горячекатаный толстый лист, а также по увеличению действующей 15-процентной ценовой преференции для отечественных производителей при участии в процедуре госзакупок на поставки металлопроката для перерабатывающих компаний, поставляющих продукцию в адрес государственных компаний.
Из других продуктов для нас актуальны полимеры и оцинковка. Министерство промышленности и торговли уже практически два года не может принять решение по текущему антидемпинговому расследованию в отношении импорта проката с полимерным покрытием, и, несмотря на предоставленные данные по росту импортных поставок оцинкованного проката и вытеснению российских производителей с внутреннего рынка, которое привело к снижению всех основных финансово-экономических показателей, трижды отказывало в инициировании расследования по данному продукту. В результате чего у «Северстали» в настоящее время заморожены строительство еще одной линии полимерных покрытий металла и реконструкция агрегата непрерывного цинкования.
— Намерена ли компания менять продуктовую линейку?
— В первую очередь, мы возлагаем большие надежды на пуск в начале 2010 года трубопрофильного завода в индустриальном парке Шексна (Вологодская область). Это появление в нашем портфеле новых продуктов, которые в очень ограниченном количестве пока производятся на европейской территории России. На данном заводе будут производиться круглые, квадратные и прямоугольные трубы диаметром сечения от 127 мм до 426 мм. Объем производства составит до 250 тыс. тонн в год. Еще один наш приоритетный продукт — толстый лист и труба большого диаметра — производят стан «5000» и «Ижорский трубный завод» (ИТЗ). Эти мощности были недозагружены в I полугодии 2009 года, поэтому нас не могут не радовать высказанные в Магнитогорске планы по использованию этого продукта российскими газовыми и нефтяными компаниями. Соответственно, у нас есть надежды, что эти планы воплотятся в жизнь.
— Насколько велика необходимость в долгосрочных контрактах с потребителями и какой это должен быть срок?
— Мы считаем, что долгосрочные контракты необходимы. Проблема заключается в том, что наши потребители и до кризиса не были полностью готовы к переходу на долгосрочные взаимоотношения по различным причинам. Сейчас же, хотя длинные соглашения по-прежнему используются в нашей компании, объемы продаж по ним (вслед за общим объемом продаж на внутреннем рынке) упали. Плюс ко всему тут, безусловно, сказалась и неуверенность клиентов в своей загрузке. Что касается сроков соглашения, то они специфичны для каждой отрасли и должны быть индивидуальны.
— Каков объем просроченной дебиторской задолженности сейчас? Насколько он изменился по сравнению с осенью прошлого года?
— В целом мы видим существенное улучшение платежной дисциплины нашими контрагентами. А существующая просроченная дебиторская задолженность является востребуемой, сейчас мы проводим мероприятия по ее ликвидации.
— Каков ваш прогноз по рынку металлов на 2010 год, когда ждать восстановления до уровня первой половины 2008 года?
— Мы считаем, что волнообразное, пусть и в затухающем виде, движение будет продолжаться в определенной перспективе и, вероятно, затронет и большую часть 2010 года. Но важно отметить, что мы уже более готовы к возможным проблемам. В частности, на ЧерМК была проведена серьезная работа по снижению себестоимости и прочие антикризисные мероприятия. Все это дало свой эффект: мы стали более гибкими, разработали новые виды продукции или открыли для себя новые рынки сбыта. Мы надеемся, что наши действия докажут свою эффективность, следующее «дно» мы пройдем более подготовленно и на следующей волне потребления окажемся первыми рядом с нашими потребителями.
Что касается восстановления спроса до уровня 2008 года, то большинство экспертов, и я к ним присоединяюсь, считают, что это возможно не ранее 2012 — 2013 годов.
Мария Белова, «Интерфакс»
№149(22559)
17.08.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →