Давайте не будем менять имя Ягорбского моста!
На идею дать новое название обновленному мосту через Ягорбу череповчане отреагировали очень живо. Равнодушных нет. Часть горожан одобрительно относятся к затее и предлагают свои варианты названия. Даже публикация информации о том, что конкурс вышел на финишную прямую, что определены 20 наиболее часто встречающихся в опросах имен, из которых и предстоит выбрать одно, — не остановила читателей «Речи». Ежедневно в редакции раздаются звонки с просьбой расширить список и внести еще один вариант: Центральный, Магистральный, Северстальский, Мост металлургов и так далее. Но значительная часть горожан настаивает: не надо ничего менять. Сегодня мы публикуем письмо Любови Сергеевны Милютиной. Коренная жительница Череповца, она помнит город начала XX века, и убеждает: обновленный мост должен называться именно Ягорбским.
«Для нас — истинно коренных череповчан — немыслим наш город без таких природных и неприродных (рукотворных) объектов, как Соборная горка с ее златоглавым собором, и Соборная площадь (последней, кстати сказать, возвращено историческое название), как река Ягорба с ее мостом — Ягорбским, прослужившим, будучи еще деревянным, 96 лет. Он почти на 40 лет старше своего солидного соседа — железнодорожного моста. Без реки Шексны, по которой плавали в не столь отдаленные времена белоснежные пароходы и по которой плавают и сейчас тоже белоснежные многопалубные красавцытеплоходы и «ВолгоБалты». Мы помним замечательные городские бульвары: Александровский по проспекту Луначарского (в основном жив и сейчас), Северный по улице Заря Свободы. От Северного бульвара остались сейчас, к большому сожалению, лишь небольшие клочки. Особенно жаль западную часть бульвара, где в два ряда, по обеим его сторонам, росли прекрасные сосны. Квартал Северного бульвара между улицей Дзержинского и Советским проспектом был особенно привлекателен тем, что его пересекал ручей (а может быть, это была речка).
Мы не мыслим Череповец без прекрасных зданий, которые город строил для многочисленных своих учебных заведений: Александровское техническое мужское училище, реальное мужское училище, два высших начальных мужских училища, Мариинская женская гимназия и так далее (всех не перечислить).
Мы также очень любим и свой обновившийся и помолодевший город. Гордимся Октябрьским мостом через реку Шексну, спортивноконцертными сооружениями — «Алмазом», Ледовым дворцом; Дворцами культуры — металлургов, строителей, химиков. И конечно же, нашим Череповецким металлургическим заводом, а теперь комбинатом — ЧерМК ОАО «Северсталь».
Все эти объекты, и старые, и новые, создают своеобразие города, отличают его от других городов. Их надо беречь, особенно старые объекты: не надо переименовывать их, старые названия сохраняют историческую целостность Череповца, ведущего свою историю как город с XVIII века, но вступившего на путь интенсивного развития во всех сферах своей жизни и уже достигшего в этом многого.
В настоящее время некоторые объекты старого времени отремонтированы, например, здание Мариинской женской гимназии (с 1918 года до начала Великой Отечественной войны здесь располагалась школа № 1). Некоторые восстановлены, например храм Рождества Христова, или находятся на реконструкции, как Ягорбский мост. Относительно этого моста и хотелось бы высказать некоторые замечания и предложения.
Вопервых. В прежние времена, и в частности во времена И.А.Милютина, в нашем городе часто проводился сбор средств населения путем пожертвований, когда нужно было построить или открыть чтолибо необходимое и полезное для населения города. Самые значительные суммы жертвовали, разумеется, богатые купцы, которых в городе было много. Но жертвовали и менее состоятельные люди. Поэтому совсем не исключено, что жители города не только дали имя строившемуся в 1868 году мосту через Ягорбу — Ягорбский, но и участвовали своими денежными средствами в его строительстве. Денежные фонды — это только одна сторона дела. Есть вторая, не менее важная: строительные и другие работы проводились простым людом — рабочими, техники не было, почти все делалось вручную, а значит, полито потом рабочих. Переименовать название моста через Ягорбу — это не просто забыть историю города, но и забыть, чьими руками и в каких условиях он строился. Давайте мы, представители старого и молодого поколений, не будем переименовывать Ягорбский мост, чтобы не стать Иванами, не помнящими родства, и не сделать шаг назад в той кампании по сохранению верности истории нашего государства, которая идет в России и выражается, в частности, в возвращении многим городам их исторического названия, а в самих городах — улицам, площадям, мостам и так далее.
Вовторых. В настоящее время проводится кардинальная реконструкция Ягорбского моста. Но реконструкция моста — лишь один элемент большого проекта мэрии по созданию новой грандиозной транспортной магистрали в нашем городе. Эта магистраль свяжет исторический центр города с новыми районами, возникшими в развивающемся Череповце на левых берегах его главных рек, Ягорбы и Шексны. Такая магистраль в городе появится впервые; те транспортные развязки, которые существуют, значительно скромнее намеченной сейчас. Новая магистраль преобразит до неузнаваемости Ягорбский мост. Ведь жизнь любого объекта в том и состоит, что он изменяется, развивается, совершенствуется. Но суть моста остается прежней: он был и будет средством преодоления водной преграды.
Есть такое предложение: известно, что во всех цивилизованных странах устанавливаются памятные знаки в честь особо значимых для страны событий, объектов или выдающихся людей. Почему бы в Череповце не создать памятный знак к транспортной магистрали. Он должен иметь памятный щит с надписью — детальной, но краткой, убедительной, с датами, возможно, именами. Например: «При городском голове Милютине И.А. построен Ягорбский мост, связавший в дальнейшем внутри города две стороны света — запад и восток. При мэре города Кувшинникове О.А. построена транспортная магистраль, связавшая внутри города четыре стороны света: запад — восток, север — юг». Конечно, составление текста надписи, выбор постамента — дело серьезное. Но у нас в городе найдутся историки, краеведы, ученые, художники, архитекторы, инженеры, которые сделают эту работу. И обязательно в работе над памятным знаком найдется дело и для Молодежного центра.
Любовь Милютина». №131(22541)
23.07.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →