22 июля 2009 года. 16:26

Ярослав Бойко: «Артист — это профессия поощрения и безнаказанности вранья»

В пятницу, 31 июля, Канал 12 покажет мелодраму «Все начинается с любви», где главную роль исполняет Ярослав Бойко
Режиссер фильма «Все начинается с любви» — Константин Виткин. В ролях: Ярослав Бойко, Евгения Михайлова, Валентин Гафт, Владимир Горюшин, Владимир Юматов, Алексей Панин, Михаил Жигалов.

Период афганской войны. Андрей Бадьин отмечает назначение генералом. Во время празднества, которое проходит в ресторане, ему неуютно — его преследуют ужасные картины войны, память о страшных кровавых сценах. Его привлекает мелодия, исполняемая музыкантом в ресторане. Андрей знакомится с музыкантом и принимает его приглашение на день рождения молодой певицы Марии, ученицы этого музыканта. Между Андреем и Марией зарождается любовь, но будущее Марии уже предрешено — она уезжает в Париж, чтобы делать там карьеру певицы. Андрей оставляет службу в армии. Несколько лет спустя уже ставшая знаменитой Мария приезжает в Москву и вновь встречает Андрея. Их чувства вспыхивают с новой силой, и теперь перед Марией встает выбор: карьера или любовь, мечта или Родина…

В том, что подобный выбор предстоит сделать герою, которого сыграл именно Ярослав Бойко, есть что­то судьбоносное. Ведь все мужчины семьи Бойко — военнослужащие. Даже бабушка Яро­слава служила и была майором.

— А почему же ты не пошел по стопам родственников?

— Потому что я сходил в армию и мне там не понравилось. Хотя пошел по доброй воле, «откосить» не пытался. Служил в погранвойсках на румынской границе. Банально, конечно, но ведь мы жили в другое время. Я знал, что армия — это почетная обязанность и надо было отдать ей два года. А во дворе среди ребят вообще было все просто: кто не служил в армии, тот — третий сорт. На мне наша династия военных закончилась. Когда я поступал в школу­студию МХАТ, жил у дяди, тоже военного. Он тогда обиделся, что я не выбрал военный вуз. Ведь я в роду единственный пацан, остальные — девчонки.

— Тебе предлагают сценарии о войне?

— Это моя мечта — сняться в хорошем фильме про войну. Могу бесконечно пересматривать «Офицеров», «Добровольцев», «На войне как на войне».

— Правда, что читать художественную литературу ты начал только в армии?

— Да. Начал читать, когда попал в лазарет. Первой книгой был «Тарас Бульба». А до армии я вообще книг не читал. В школе был отличником только по математике, географии и физкультуре. Знание русского языка было «ниже плинтуса».

— А в армии целенаправленно стал читать классику?

— Нет, просто выбора там не было. Вот тогда у меня зародилась любовь к литературе. Если бы мне в то время попалась Донцова, может, сегодня все было бы совсем иначе.

— В кино я с пяти лет. В мой детский сад в Киеве приехала съемочная группа. Отбирали детей для кино. Меня отобрали.

— И каковы были первые детские ощущения от съемок?

— Помню сколоченную из досок съемочную площадку, большие софиты, камеры, дядьки и тетки. Нас, детей, посадили на лавочку и вызывали по одному. Когда подошла моя очередь общаться, попросили рассказать какую­нибудь историю — и я выдал им нечто про моего друга Всеволода. И вот рассказываю про наши похождения, вхожу в раж и начинаю потихонечку привирать. А мне говорят: класс, давай еще! И меня понесло. Такого нагородил! А всем понравилось. И тут я понял, что артист — это профессия поощрения и безнаказанности вранья. В тот момент я получил микроб этого ощущения и был «отравлен кино».

— У тебя богатая творче­ская биография. Играл и маргиналов, и князей. А охотно ли режиссеры идут на резкую смену имиджа артиста?

— В театре это происходит чаще, потому что поменять амплуа проще. Но мне повезло и с кино. Были очень интересные, характерные роли. В «Теории запоя», например, мы с Виктором Сухоруковым играли двух алкоголиков.

— А недавно ты сыграл Вронского в фильме Сергея Соловьева «Анна Каренина».

— Чем дальше, тем больше ощущаю, что это был подарок судьбы — поработать с Сергеем Соловьевым и с Олегом Янков­ским. Это профессионалы высочайшего класса, с большой буквы.

— Соловьев сказал, что этот фильм о свободе, о совести. Тебе не кажется, что это вымирающие понятия?

— Не кажется. Просто они имеют другие формы, другое выражение. Дурак — он и сейчас дурак, и триста лет назад. И совестливый человек остается таковым, невзирая на время.

— Говорят, ты боишься уколов?

— Еще как боюсь. Клянусь, даже когда на экране вижу, как под кожу вводят иглу, от одного вида этого у меня предобморочное состояние. Однажды на гастролях в Туапсе была вынужденная экзекуция. Мы играли энергичный спектакль. На сцене артисты отжимались, подтягивались. А я перед спектаклем накупался в холодном море, да еще и плохо размялся за кулисами. В результате получил защемление позвонков. Играть надо, а у меня холодный пот градом и ноги трясутся. За кулисами Олег Палыч, врачи. Говорят: надо колоть блокаду. А я, как пацан, закрываю глаза: ой, боюсь, боюсь! Колите быстрее!

— Но ты же снимался в «Неотложке»?

— Когда начал сниматься в «Неотложке», продюсеры предложили поработать на «скорой помощи» или в больнице подежурить — вжиться в образ. Я сказал, что пробоваться не буду, уколов боюсь. Так сыграю.

— Как считаешь, могут ли фильмы, снятые по классике, привить любовь к чтению?

— Полагаю, могут. Пример — фильм Владимира Бортко «Идиот». После его выхода на экран Достоевский пропал с полок книжных магазинов. Книги допечатывали. Я с удовольствием смотрел «Идиота». Потрясающий Евгений Миронов, великолепный Владимир Машков и удивительная Инна Чурикова. Единственное, чем мы можем взять Голливуд, так это актерской игрой. Ни спец­эффектами, ни техникой нам его не догнать.

— Но при хорошей школе нашим актерам не удается там достойно закрепиться.

— Чтобы там хорошо устроиться, минимум — там надо родиться. А пока мы так и будем играть плохих парней из Восточной Европы.

— У тебя есть кумиры?

— Есть. Василий Меркурьев, Леонид Быков, Михаил Ульянов, Алексей Смирнов, Николай Крючков. На них я могу смотреть немыслимое количество раз, в любых работах.

— Какие фильмы смотришь на досуге?

— «В бой идут одни «старики», «Проверка на дорогах».

А вот личную жизнь актер дер­жит за семью замками. На все вопросы подобного рода отвечает: «Как и все граждане своей страны, в свободное от работы время плачу налоги и хожу по магазинам». В официальной характеристике значится: «Женат, имеет двоих детей».

Но чем больше замков, тем больше желание подобрать к ними ключики. Поэтому периодически в «желтой» прессе обсуждаются некоторые моменты личной жизни Бойко. Например, пару лет назад журналисты бурно вычисляли — кто же является отцом третьего сына актрисы Евгении Добровольской Яна? Путем «голосования» решили — Ярослав Бойко, уж очень мальчуган похож на актера­красавца. Да и Евгения не очень­то возражала против такой версии…

Пять интересных фактов из биографии Бойко

1. Род Бойко вышел с Западной Украины. По семейной легенде, среди прадедов были бандюганы, бойкие пацаны. Отсюда и фамилия. Себя Ярослав называет хохлом, потому что хохлы живут, где лучше, а украинцы — на Украине.

2. Как говорят в Одессе: «У меня одна жизнь — и оставьте ее в покое!» Точно так же заявляет и Ярослав Бойко. Он отвергает все вопросы о близких. Тема закрыта. Его право.

3. В Киевский театральный институт имени Карпенко­Карого Ярослав пошел случайно: за компанию с одноклассницей. В итоге она провалилась, а он стал студентом. Но поскольку обучение шло на украинском языке и давалось тяжело — через два года поступил в школу­студию МХАТ, где учился на курсе Аллы Покровской.

4. В 1994 году Бойко был удо­стоен премии как лучший студент творческих вузов столицы. Учился блестяще, хотя при всем том из школы­студии МХАТ его неоднократно пытались отчислить «за дисциплину».

5. Был приглашен в проект «Король ринга», но отказался. Считает, что «бить морду» шоу­бизнесу не его дело.


№130(22540)
22.07.2009

Источник: Газета «Речь»