21 июля 2009 года. 12:39

Энергосбережение: от лампочки до домны

Необходимо срочно заменять старые «прожорливые» энергетические технологии на экономичные
В начале июля Дмитрий Медведев провел в Архангельске заседание президиума Госсовета, посвященное вопросам повышения энергоэффективности российской экономики. По словам президента, «мы никогда не экономили на электроэнергии, мы считали себя крутыми и энергетически самодостаточными». Он добавил, что мы действительно самая крупная энергетиче­ская страна, но это вовсе не означает, что нужно жечь наши энергозапасы «без всякого ума». «Мы продолжаем топить нефтью в прямом и переносном смысле, обогревая нашу планету», — посетовал президент.

Итак, вслед за лозунгами удвоения ВВП, удвоения средней и минимальной зарплат, резкого повышения производительности труда провозглашена цель энергосбережения. В современных условиях мирового кредитного и финансового кризиса, казалось бы, о новых амбициозных проектах и речи быть не может. ВВП России, как и других стран, не растет ударными темпами, а напротив, ударными темпами падает. Средняя зарплата также заметно сокращается. С ростом производительности труда тоже все непросто: для ее повышения требуется техническое перевооружение производства, а у предприятий пока большие проблемы с тем, чтобы хотя бы сохранить рабочие места (уж не говоря о том, что рост производительности теоретически предполагает сокращение излишних работников). Однако власти нашли выход из непростой ситуации и все­таки выдвинули лозунг, объединяющий в себе идею инновационного и высокотехнологичного развития, которое позволит догнать и перегнать самые передовые страны, с идеей все­сторонней экономии, столь насущной в кризисных условиях. Лозунгом стало всестороннее энергосбережение, прежде всего экономия электроэнергии.

«Считаю, что вполне корректна по­становка вопроса, когда антикризисная помощь реальному сектору, промышленным предприятиям будет оказываться, только если у них есть план по снижению энергетических издержек. В интересах любого собственника — переоборудовать объекты в соответствии с требованиями энергосбережения. Но они не могут или не хотят. Государству, продвигая политику энергосбережения, хорошо бы начать с себя — с организаций, находящихся в государственной собственности. Здесь необходимо определить жесткие показатели и нормативы, обеспечить действенный контроль за их достижением. При этом для реального повышения энергоэффективности нужно использовать вполне зримые материальные стимулы», — сказал Дмитрий Медведев в Архангельске.

Президент заметил, что потери в ЖКХ из­за устаревших электриче­ских сетей и осветительных приборов составляют более 60 % используемой электроэнергии. Для достижения электроэкономии в данном случае потребуются «жесткие решения, а также исполнение жестких рекомендаций». «Обратите внимание, — сказал Медведев, — что в ряде случаев придется просто вводить запреты, например, запрет на оборот ламп накаливания. Это такая революционная штука — организовать систему контроля за оборотом ламп накаливания». Министр экономразвития Эльвира Набиуллина, в свою очередь, заявила, что запрет на производство и оборот мощных (более 100 Вт) ламп накаливания может быть введен с 1 января 2011 года. Одно это, по расчетам министра, позволит экономить от 10 до 20 % стоимости услуг по снабжению граждан и предприятий электроэнергией. Набиуллина также указала, что «предполагается ввести требования по обязательной маркировке классов энергоэффективности для бытовых приборов и комбинированной оргтехники, как это делается в других странах».

Участники заседания предложили свои меры по повышению энергоэффективности. Архангельский губернатор Илья Михальчук предложил установить нормы потребления электроэнергии для жильцов — 100 кВт на кв. м в год, передать госэнергетиче­скую экспертизу в ведение Ростехнадзора, а также учредить национальную премию за повышение энергоэффективности. А мэр Москвы Юрий Лужков объяснил, что за счет капремонтов домов можно добиться до 40 % экономии энергии. «Мы обнаружили, что дома светятся ярким светом в инфракрасном излучении. Поэтому мы уже снесли 6 млн кв. м пятиэтажек. И капремонт домов дает удивительный результат», — пояснил он. Вице­премьер Игорь Сечин заявил, что для того чтобы экономика стала энергоэффективной, необходимы вложения в размере 320 — 360 млрд долларов. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина предложила ввести ответственность застройщиков за энергоэффективность, а в производственном секторе — ответственность естественных монополий и собственников предприятий. Президент, в свою очередь, со вздохом констатировал, что в вопросах энергосбережения мы «очень и очень отстали» от западных стран, и еще немного — «и наверстать этот разрыв не удастся».

В заключение Медведев предупредил, что раз или два раза в сто лет в мире происходит энергетическая революция, и к ней нужно быть готовыми: ведь много стран согласны тратить миллиарды долларов только для того, чтобы не покупать нашу нефть, а разрабатывать альтернативные источники энергии. Вывод такой: «Альтернативными источниками надо заниматься. Рано или поздно они заменят собой традиционные углеводороды».

Вообще­то мировой опыт тотальной энергосберегающей политики имеет всего 30­летнюю историю. Энергосбережение на Западе стало ответом на резкий рост цен на нефть и газ, случившийся в 70­х годах прошлого столетия. С тех пор на энергосбережении зациклены технологи, экономисты и политики многих стран мира. Экономить энергию на Западе стало модно. И мода эта не проходит вот уже четвертый десяток лет. Настоящая революция, произошедшая в западных промышленно развитых государствах под лозунгом «Энергоэффективность», внушила уверенность в возможности относительно легкого удовлетворения энергетических потребностей человечества в условиях устойчивого промышленного роста. Рациональное использование и экономное расходование угля, нефти, природного газа; повышение эффективности конечного потребления энергии во всех секторах экономики; развитие возобновляемых источников энергии (биомассы, гидроэлектроэнергии, солнечной энергии, энергии ветра, геотермальной энергии и других источников) — все это в развитых странах (особенно в странах ЕС и Японии) стало объектом многомиллиардных инвестиций, исследований множества научных сообществ и промышленных корпораций.

Если же сравнивать Россию со странами Евросоюза, то у нас на душу населения на порядок и даже на два порядка добывается больше нефти и газа. Однако показатели конечных экономических достижений прямо противоположны. И надо себе ясно представлять, что при современной национальной экономической структуре нам никогда не хватит энергии, сколько бы ее ни производилось. Для перестройки энергоемкой структуры народного хозяйства на энергосберегающую структуру необходимо срочно заменять старые «прожорливые» технологии на экономичные.

Ярким примером энергетической перестройки может стать металлургический комплекс. По расчетам специалистов, широкое использование в металлургии энергосберегающего оборудования позволит сэкономить примерно 12 % вырабатываемой в стране энергии, что практически соответствует ее производству на всех атомных электростанциях России.

Поэтому главным приоритетом энергетической политики ОАО «Северсталь» стало снижение удельной энергоемкости при потреблении топливно­энергетических ресурсов. Работа над проблемами рационального использования энергоресурсов и энергосбережения на ЧерМК началась еще в 1993 году с принятия «Положения о комплексной системе по рациональному использованию топливно­энергетических ресурсов». В 2003 году работа по энергосбережению на комбинате вышла на качественно новый уровень — была утверждена «Политика в области энергосбережения», которая провозглашала основные цели и принципы их реализации в данной области. В «Политике…» сформулированы цели в области энергосбережения: эффективное использование энергоресурсов на всех этапах технологической цепочки; создание и применение энергоэффективных технологий и оборудования; максимальное использование потенциала вторичных энергоре­сурсов; предельно возможное обеспечение энергонезависимости предприятия от сто­ронних производителей и поставщиков, т.е. увеличение выработки собственных энергоре­сурсов путем реконструкции и ввода новых энергогенерирующих мощностей.

Для реализации «Политики…» существует несколько механизмов. Один из них — раз­работка долгосрочных программ, в частности — комплексной программы энергосбережения. В настоящий период в основе этой программы — крупные мероприятия по увеличению собственной электрогенерации, реконст­рукция основного оборудования. Универсальным показателем, позволяющим оценивать эффективность энергоиспользования предприятия, является удельный показатель энергопотребления на единицу продукции. За период с 1999­го по 2008 год этот показатель снизился более чем на 20 %. Так, в 1999­м он состав­лял 7,33 Гкал/т стали, а по итогам 2008 года достиг уровня 5,88.

Снижение удельного показателя энергопотребления произошло за счет оптимизации основной технологиче­ской цепочки, модернизации основных технологических агрегатов. Внедрение мероприятий по энергосбережению также вносило и вносит весомый вклад в снижение этого показателя.

Так, за последние годы за четвертой и пятой доменными печами введены в эксплуатацию газовые утилизационные бескомпрессорные турбины (ГУБТ), использующие энергию колошникового газа и вырабатывающие самую дешевую электроэнергию.

Вывод из эксплуатации устаревшего, выработавшего свой ресурс оборудования и замена его новым, энергоэффективным также вносит существенный вклад в снижение энергопотребления. В 2007 году «Северсталь» и француз­ская компания Air Liquide ввели в эксплуатацию круп­нейший в России агрегат по производству продуктов разделения воздуха. Новая уста­новка была пос­троена с использованием самых современных технологических процессов и заменила старые, неэффективно работающие блоки. Уста­новка работает в соответствии с лучшими образцами производственной практики, достигну­тыми на предприятиях компании Air Liquide — ведущим мировым поставщиком промышленных газов.

На ЧерМК самая высокая в России оснащенность коксовых батарей установками сухого тушения кокса, где тепловая энергия кокса используется для выработки пара, который, в свою очередь, применяется для производ­ства электроэнергии. В 2007 году ввод в эксплуатацию подобной установки за коксовой батареей № 3 позволил увеличить использование вторичного пара и снизить потребление покупного топлива для его выработки.

Оптимизация режимов работы нагревательных печей прокатных цехов также позволяет ежегодно экономить значительное количество природного газа. Сегодня «Северсталь» ставит задачу достижения лучших показателей по энергоэффективности, существующих в мировой металлургии. По экспертным оценкам, в перспективе, через 8 — 10 лет, Череповецкий меткомбинат мог бы снизить удельное энергопотребление и приблизиться к уровню передовых зарубежных предприятий — 5,1 Гкал/т стали. Причем непростая ситуация, вызванная финансово­экономическим кризисом, отнюдь не отменяет этих планов «Северстали». Для этого в период с 2008­го по 2018 год планируется продолжить реализацию программы повышения энергоэффективности предприятия. Частично программа реализуется за счет заемных средств Eвропейского банка реконструкции и развития (кредитное соглашение между ОАО «Северсталь» и EБРР было подписано в декабре 2007 года для реализации программы мероприятий по повышению энергоэффективности ЧерМК).

Наиболее значимые проекты, включенные в эту программу:

модернизация ТЭЦ­ЭВС­2 с установкой третьего энергоблока;

реконструкция основного (котельного, турбинного) и вспомогательного оборудования ТЭЦ­ПВС, отметившей в текущем году 55­летие;

модернизация системы подготовки сжатого воздуха (позволит значительно сократить потери и снизить потребление электроэнергии на воздушную компрессию);

строительство ГУБТ в комплексе реконструкции и модернизации доменной печи № 3;

строительство цеха по производ­ству твердого топлива путем рециклинга угольных шла­мов, скопившихся за прошедшие годы эксплуатации.

Планируется в 2009 году завершить наладку информационно­аналитиче­ской системы управления энергоресурсами, которая позволит оперативно контролировать и анализировать выра­ботку, потребление и распределение энергоресурсов. Внедрение мероприятий программы позволит более полно использовать вторичные ресурсы, образующиеся в технологических процессах металлургического производства и сократить потребление покупного топлива (природного газа и энергетического угля). Как следствие, будут сокращены выбросы СО2. И еще несколько красноречивых цифр: в первом квартале 2009 года ЧерМК увеличил долю использования собственной электроэнергии в 1,3 раза по сравнению с тем же периодом 2008­го — соотношение между соб­ственной и покупной электроэнергией в общем объеме потребления составило 63 % к 37 %.

Мы любим рассуждать о широте российской души и порой даже гордимся своей способностью транжирить «несметные богатства земли русской». Однако уже ясно, что и богатства не такие уж несметные, да и добывать их в наших условиях гораздо обременительнее, чем экономить. Ведь по самым скромным оценкам, возможная экономия энергии в результате элементарной организованности наших граждан и товаропроизводителей может составить 30 — 40 %. Это означает, что при современном уровне добычи нефти, угля, газа, производстве электроэнергии можно было бы увеличить эффективное энергопотребление, как минимум, на треть. Такого количества дополнительной энергии хватило бы на многие годы самого бурного социально­экономического развития страны. Очевидны преимущества энергосберегающих вариантов и в области экологической безопасности. Огромен и экономический эффект. Ведь затраты в энергосбережении в пять раз меньше по сравнению с добычей новых энергоносителей и производством энергии. О возможностях энергосберегающего развития говорит опыт многих стран, где экономический рост в последние годы обеспечивался только за счет экономии энергоресурсов без строительства новых станций и разработки новых месторождений.

Сергей Бегляк
№129(22539)
21.07.2009

Источник: Газета «Речь»