Связанные Верещагиным
Работа в Домемузее Верещагиных для многих стала трамплином в жизни и карьере
Доммузей Верещагиных отмечает свое 25летие (в июне 1984 года здесь открылась первая экспозиция) почти в аварийных условиях. Кисти прежнего хозяина принадлежит несколько картин, на которых изображено море — сыро сейчас и в его доме. Протекающая крыша деревянного здания, не ремонтирующегося почти десять лет, не дает спокойно жить ни сотрудникам домамузея, ни посетителям одного из самых востребованных музеев Череповца. Из почти 200летней истории «гнезда» дворян Верещагиных известно, что на капитальный ремонт здание становилось только благодаря форсмажорным обстоятельствам: либо когда меняло собственника, либо когда рушилось на глазах. Мать художника в конце позапрошлого века продала дом череповецкому купцу, позже строение было национализировано советской властью, и еще позже стало музеем. Всякий раз, переходя из рук в руки, дом ремонтировался и даже перестраивался. Известно, что в 80е годы он вообще едва не сгинул под новостройками — тогда единственный в мире Доммузей художника Василия и маслодела Николая Верещагиных отстояла культурная общественность Череповца.
Сейчас трудно в это поверить, но это было. Советские учебники упорно называли Верещагина художникомдемократом, который отображал беды и приниженность простого народа и ссорился с царем, а череповецкие власти едва не сровняли с землей дом, в котором этот художникдемократ вырос. Согласно генплану полувековой давности на месте нынешнего музейного комплекса Верещагиных сегодня должны были высится серые бетонные дома и дорога, уходящая к Октябрьскому мосту. Однако культурная общественность Череповца, ни в каких генеральных планах горкома и обкома не значащаяся, неожиданно заявила о себе и с помощью писем «куда следует» и открытых акций дом отстояла. В начале 80х деревянное здание, где родились художник Василий Васильевич и изобретатель вологодского масла Николай Васильевич, был расселен, а 30 июня 1984 года здесь с помпой открылся музей. На торжественной церемонии присутствовал весь цвет «верещагинистики» того времени. Красную ленточку разрезал председатель горисполкома Владимир Саранских. Ленточек в истории Домамузея Верещагиных еще будет много — за 25 лет его неоднократно перестраивали и ремонтировали.
Первая экспозиция включала воссозданные комнаты отца и матери, часть мебели привез из Москвы внук Николая Верещагина. «Экспозиция в ее нынешнем виде складывалась 10 лет назад, — рассказывает заведующая музеем Любовь Маликова. — Пока продолжался очередной капитальный ремонт, мы составили тематикоэкспозиционный план, который и был воплощен. Изучали воспоминания художника, его письма, поднимали картины современников Верещагина с изображением интерьеров провинциальных помещичьих усадеб, где жили просто и скромно, без дворцовой роскоши. Если честно, капитальные ремонты испортили всю картину. Дом был хотя и ветхий, но внешне выглядел как настоящий старый дом. Какието родные чувства возникали, когда на него смотрела. Он был скрипучим, с неровными стенами, но в этом был особый смысл, особый дух — старые дома не могут быть ровненькими и приятненькими, как новогодняя игрушка».
Когда заговариваешь с людьми, работающими в Домемузее Верещагиных периода его становления, первым делом все вспоминают об атмосфере и уникальном коллективе. За 25 лет существования через музей прошло несколько десятков сотрудников, которые, покидая музей по разным причинам, не терялись из виду. Многих бывших «верещагинцев» судьба разбросала по свету и профессиям. «Речь» разыскала некоторых.
Татьяна Никитина, депутат Законодательного собрания области:
— Большая часть моей жизни связана и с другой усадьбой — верещагинской. Когдато вокруг усадьбы были одни помойки, и мы высадили множество деревьев — вместе с тогдашней заведующей Натальей Фомичевой добились того, чтобы туда привезли 20 «КамАЗов» земли, и своими руками ее разбрасывали по участку. Наверное, изза того, что у нас таких мест мало, мы особенно их ценим. В свое время я занималась разработкой экскурсий по Череповцу и поняла одну вещь. В той же Вологде или других древних городах экскурсовод вынужден «прыгать по верхушкам» — памятников много и о каждом можно сказать лишь несколько слов. А на череповецких достопримечательностях можно останавливаться подробнее и глубже.
Нинель Бритвина, заведующая научноэкспозиционным отделом музея истории Екатеринбурга:
— Я пришла в Доммузей Верещагиных в 1992 году из Музея археологии. Как раз было расширение штатов, и меня перевели. Отработала там около десяти лет. Что вспоминается в первую очередь, так это потрясающий неординарный и похорошему сумасшедший коллектив. Вопервых, в каком еще музее существовали штатные должности режиссера, музыканта и художника? А у нас все это было. В музее было создано несколько настоящих ноухау — детские путеводители, кукольные спектакли и прочее. После спектаклей зрителям выдавались пирожки и воздушные шарики. До того как я пришла в доммузей, большой пласт информации о семье Верещагиных был поднят заведующей Натальей Фомичевой. Помню, как я ездила в архив Третьяковки, изучала переписку Василия Верещагина с первой женой. До сегодняшнего дня белых пятен в его жизни множество. С семьей тоже не все ясно. Особенно мало информации об Алексее Верещагине, который был игроком и, как писал брат Василий, «отличался беспутством». Когда он умер, где похоронен — до сих пор неизвестно. Музейная экспозиция обрастала мебелью и другими старинными вещами благодаря закупкам в антикварных магазинах СанктПетербурга. Наши сотрудники привозили оттуда мебель подчас в жутком состоянии, ее приходилось реставрировать. Нам очень хотелось, чтобы в музее появились подлинные картины Верещагина, даже с аукционом Sotbis связывались. Нам оттуда приходили предложения на покупку работ Василия Васильевича — он очень знаменит на Западе. Но мы, если честно, не опознали в этих работах руку Верещагина. Видимо, это либо подделка, либо речь шла о другом Верещагине».
Елена Игнатова, практикующий врачостеопат (ред. — остеопатия — лечение руками):
— Я отработала в верещагинском доме с 1985го по начало 90х. В первые годы существования мы с Натальей Фомичевой были единственными научными сотрудниками. Как справлялись, ума не приложу. Помню, что проводили массу экскурсий — теплоходов тогда множество останавливалось в Череповце, и у туристов музей был очень востребован, особенно летом. При этом научная работа тоже не прекращалась. Мы плотно сотрудничали с Третьяковской галереей, Русским музеем и Эрмитажем. Особенно к нам благоволил отец нынешнего главы Эрмитажа, Михаила Пиотровского. Однажды, помню, будучи в Ленинграде, меня попросили зайти к Пиотровскомустаршему зачемто. Какуюто бумагу надо было передать. Я с трепетом вошла в его кабинет — секретарша пропустила безо всяких вопросов. Он, узнав, что я из Череповца, вдруг сказал: «Ваш музей — один из лучших в России». Я понимаю, что он имел в виду музейное объединение, но было очень приятно. На территории рядом с музеем мы разбили садикогородик — все делали своими руками. Сажали, копали ямы. На музей наши соседи реагировали неплохо, пока не началось расселение зданий поблизости. Чтото планировалось снести, чтото расселить. Люди запаниковали и стали негативно к нам относиться, но, в конце концов, нам удалось с ними подружиться. Мы проводили много концертов, которые привлекали большое внимание местных жителей. Им достаточно было просто открыть окна…»
Сергей Виноградов №117(22527)
03.07.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →